18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке

Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев

На Christie’s все выглядит достойно, хотя и не так роскошно, как это было, скажем, полгода назад. Всего лишь «захудалый» Дэвид Хокни за $25 млн, «стандартный» Ив Кляйн за $12 млн… Прямо скажем, не густо. Отборщики не смогли найти ничего такого, что произвело бы бурю в отдельно взятом стакане. Ну а тот, кто любит не так чтобы уж очень погорячее, согреться сможет всегда.

Хорошая подборка картин Энди Уорхола, сделанная его приятелем-коллекционером Ричардом Вайсманом, объединена организаторами одним заголовком: «Атлеты». Десять портретов, созданных в один год — 1977-й, одного и того же размера, в одинаковой технике, изображают выдающихся спортсменов Америки, ставших, благодаря Энди, еще и поп-идолами. Именно Вайсман, одержимый как искусством, так и спортом, предложил художнику идею серии, в которой обе его страсти объединялись. Коллекция портретов демонстрируется в отдельном зале и напоминает иконостас, где центральное место занимает Кассиус Клей aka Мухаммед Али. Его, любимого, и определили в вечерние торги (более дорогие и статусные) с оценкой $4 млн, всем остальным дали добро лишь на дневные. Среди «второсортных» оказалась и легендарная Крис Эверт, непобедимая теннисистка, в течение 15 лет безраздельно правившая на корте в эпоху, когда спортсменки еще не напоминали своим внешним видом бройлерных мужчин.

Наверняка вызовет интерес и коллекция произведений Поля Гогена, охватившая его гравюрное творчество, оригинальную графику и скульптуру. Она была собрана американским коллекционером Ричардом Келтоном, которому аукцион посвятил отдельный раздел и в каталоге, и в экспозиции превью-выставки. Среди оттисков художника встречаются довольно редкие, подписные и датированные, отмеченные поисками пластических ходов и колористических решений; есть и такие, что отпечатаны на плохой бумаге во время его пребывания на Таити.

В разделе модернистов яркая живопись Эрнста Людвига Кирхнера почти гарантированно вызовет шторм в зале торгов, тем более что в эти дни в знаменитой Neue Galerie Рональда Лаудера на Пятой авеню идет его персональная выставка, весьма информативная и ценная набором картин из малоизвестных американских собраний. Оценка в $3 млн выглядит недостаточной для работы такого качества. «Всадники-артиллеристы» написаны в 1915 году, когда Кирхнер был призван на военную службу, и сильно напоминает «Скачущего гусара» (1911) Михаила Ларионова из коллекции Тейт Модерн, где неопримитивистская игрушечность выступает новым камертоном. Ларионова с Кирхнером часто сравнивают и ставят рядом. Вот и здесь Кирхнер показал себя по-ларионовски полным иронии рассказчиком, несмотря на обстоятельства военных будней, не очень-то к этому располагающих.

Коллекцию вечерних торгов модернистов на Sotheby’s венчает работа Тамары Лемпицки La Tunique Rose (1927) с возлежащей на ложе сексапильной моделью. Ее роскошные формы прикрыты плотно сидящим алым платьем, что облегчает задачу распространения фото картины в соцсетях, особенно в Facebook с ее драконовскими правилами. По этой же причине наверняка счастливо сложится интернет-судьба двух большеформатных рисунков Бальтюса, чьи нимфетки уже давно на публичных показах его работ не считаются потерпевшими. Более того, они, всем своим видом испытывая томление души и сердца, теперь не оскорбляют чувств и достоинства коллекционеров, готовых ради них раскошелиться.

Несколько работ Рене Магритта утолят печаль и радость тех, кто питает любовь к его изощренным визионерским ребусам. Магритт уникален неистощимым образным мышлением и высокопродуктивным творческим активом. Что не может не радовать аукционные дома и их потенциальных клиентов.

Заметной на выставке оказалась работа Клода Моне «Закат в Этрета». Она родная сестра картины с похожим сюжетом из щукинской коллекции и была создана в 1883 году, на три года раньше нашей, не так давно блиставшей на выставке в Пушкинском музее. Пейзаж оценен в довольно скромные $1,2 млн, несомненно в расчете привлечь как можно больше интересантов к его покупке.

В сотбисовском разделе современного искусства, как и на Christie’s, нет ни звезд, ни комет, ни каких-либо других небесных тел, грозящих навести шороху. Пожалуй, интересен Альберт Оэлен, художник, за раскрутку которого взялся «тренер чемпионов», галерист Лари Гагосян. Надо признать, он таки заставил всех поверить в перспективность художника. Имя Оэлена сейчас у всех на устах. Арт-аналитики чертят графики движения котировок на его работы, словно это «голубые фишки», а не банальная масляная краска, положенная поверх холста; галеристы наперебой предлагают ему выставки — как раз сейчас идет его ретроспектива в модной Serpentine Gallery в Лондоне. Большой беспредметный холст, который совсем недавно можно было приобрести за несколько сотен тысяч, сегодня предлагается уже за пару миллионов. О том, насколько оправданны ожидания в отношении уже немолодого художника, мы узнаем совсем скоро.

Вошел — о нет, буквально ворвался — в моду и совсем уж древний дед, почти 100-летний Уэйн Тибо (р. 1920). Его картина с излюбленным и очень характерным для него сюжетом из жизни кондитерского рая — кексы, тортики, конфитюр — заявлена со стартом в ошеломляющие $6 млн. Рынок наполнен деньгами, и конфетки с бараночками притягивают их, похоже, активнее, чем другие атрибуты нашей суровой жизни. На аукционе Phillips наш герой Тибо представлен тоже кексиком, но крохотным, не более листа А4, и стоимостью в $2 млн. Размер тортика в жизни каждого разумного человека, озабоченного лишним весом, всегда имел значение — теперь Тибо доказал нам это в цифрах.

Phillips выступил с довольно неожиданным для себя автором. Обычно сей аукцион агитирует за «современщиков-актуальщиков», а тут вдруг откуда ни возьмись появился… Норман Рокуэлл (1894–1978). Живопись этого художника-реалиста ставит рекорды в последние годы во многом из-за противостояния двух кинотитанов: Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Говорят, создатель «Звездных войн» даже расстался со своим лейблом из-за любви к Рокуэллу, коллекцию которого он продолжает пополнять для собственного, практически домашнего, музея художника. Картина Рокуэлла воспроизводилась на обложке Saturday Evening Post в 1958 году и, очевидно, способна привлечь ту часть граждан Америки, кто никогда не взял бы в руки такие журналы, как New Yorker. Рокуэлл за годы карьеры исполнил 321 подобную обложку журнала, пользовавшегося успехом у любителей несложных формул жизни, тех, что и составляют ныне основную часть трамповского электората. Кроме того, «Перед съемкой» Рокуэлла довольно смело артикулирует на фоне Me Too проблему детской обнаженки, что наверняка добавит ей шансов получить топ-результат нынешних торгов Phillips.

Christie’s
Неделя аукционов «ХХ век»
11–14 ноября

Sotheby’s
Аукционы «Импрессионисты и модернисты», «Современное искусство»
12–15 ноября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
7
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник объединились в стенах кремля суздальского, чтобы показать главные шедевры за 1000-летнюю историю Суздаля
25.06.2024
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+