Chanel а-ля рюс

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Ювелиры Chanel воплотили в новой коллекции мечты Великой Мадемуазель о России, в которой она никогда не была, но которую так любила

Колье Roubachka
Колье Roubachka

Габриэль Шанель, строго говоря, не увлекалась ювелирным делом. Она, помимо прочего, известна как ярая пропагандистка дневной и вечерней бижутерии из недрагоценных металлов и искусственного жемчуга. Первый триумф модельера пришелся на межвоенное время (1920–1930-е годы) и Великую депрессию в США, что предполагало некоторый «модный демократизм». В свойственной ей безапелляционной манере («чего нет у меня, того и вовсе не должно быть») Шанель заявляла, что носить натуральный жемчуг и крупные бриллианты — дурной тон и безвкусица.

Браслет-кафф из сета Folklore
Браслет-кафф из сета Folklore

Однако еще одной стороной личности Великой Мадемуазель были конформизм и гибкость. Несмотря на пронесенную сквозь всю долгую профессиональную жизнь любовь к бижутерии, в 1932 году она выпустила свою первую и последнюю прижизненную коллекцию драгоценностей Bijoux de Diamants — и больше к этой теме не возвращалась. Вероятно, ювелирное дело было в ее понимании неоправданно затратной затеей и ненужной конкуренцией с прославленными французскими Домами, специализировавшимися именно на нем.

Однако идеи, заложенные в той коллекции и вообще во всем, что делала и чем жила Шанель, служат для ее последователей неиссякаемым источником вдохновения. Ювелирные украшения Chanel выпускает уже около четверти века, и поводом для коллекций успели стать и лев (зодиакальный знак Шанель и геральдический символ обожаемой ею Венеции), и комета и перо, о которых была линия Bijoux de Diamants, и коромандельские ширмы, украшающие и по сей день ее апартаменты на улице Камбон.

Эскиз браслета из сета Foulard
Эскиз браслета из сета Foulard

Дошла очередь и до общеизвестной, в общем-то, любви мадемуазель Шанель ко всему русскому. Не секрет, что вышедшая из, как говорили в годы ее юности, мелкобуржуазной среды, она любила дружить с русскими аристократами, эмигрировавшими в Париж после революции. Ее секретарем был граф Голенищев-Кутузов, заказы на вышивки она размещала в ателье Kitmir, основанном великой княжной Марией Павловной, а с великим князем Дмитрием Павловичем, ее братом, у кутюрье была любовная история.

Эскиз колье Blé Gabrielle
Эскиз колье Blé Gabrielle

Роман был недолгим, но весьма плодо­творным. В жизни Шанель и до Дмитрия были разные «околороссийские» эпизоды, прежде всего связанные с легендарными «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и, в частности, с покровительственной дружбой Мадемуазель с композитором Игорем Стравинским. Все эти переживания, как культурные, так и личные, влияли на ее работу — а сейчас вдохновляют ее последователей, в числе которых, естественно, и мастера ювелирного ателье Chanel.

В 2017 году они создали Inspiration Russe, первую капсульную линию High Jewelry, навеянную духом Российской империи, — несколько браслетов и колец. В 2019 году пришло время для полноценной коллекции. Команда, возглавляемая Патрисом Легеро, выпустила Le Paris Russe de Chanel — «Русский Париж Шанель» из нескольких десятков драгоценностей. В ней читаются и мотивы дягилевских сезонов, и рокайльные темы архитектуры Растрелли, и русский позумент, и двуглавые орлы, и орденские бриллиантовые звезды, и кружево, сплетенное работницами Kitmir, и пшеничные колосья, букет из которых привезли мадемуазель Шанель из России ее манекенщицы в 1967 году.

Габриель Шанель в рубашке в русском стиле
Габриель Шанель в рубашке в русском стиле

Каждое украшение выполнено на высочайшем техническом уровне с использованием лучших камней — от крупных бриллиантов необычной огранки, подчиненной дизайнерскому замыслу, как в колье и серьгах Aigle Protecteur (с камнями огранки «щит» и «бриолет»), до ярких цаворитов и цитринов в украшениях сета Folklore. Не обошлось, разумеется, и без жемчуга и эмали, ведь ни один учивший историю искусства не мыслит без них русское ювелирное дело. Среди самых впечатляющих изделий коллекции — колье Blé Gabrielle с незакрепленным рядом микроцепочек, которые колышутся при движении, словно те самые колосья пшеницы на ветру, и грандиозное колье Roubachka, где в россыпи бриллиантов, жемчуга и цветных камней почти незаметно вплетены драгоценные воплощения камелий, так обожаемых мадемуазель Шанель. 
Уже точно известно, что российской публике повезет чуть больше, чем тем, кто был свидетелем презентации коллекции в Париже: в Москве будут эксклюзивно представлены украшения сета Foulard, элементы которого напоминают то ли русские кокошники, то ли узоры павловопосадских платков.   

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+