18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Chanel а-ля рюс

№78
Материал из газеты

Ювелиры Chanel воплотили в новой коллекции мечты Великой Мадемуазель о России, в которой она никогда не была, но которую так любила

Габриэль Шанель, строго говоря, не увлекалась ювелирным делом. Она, помимо прочего, известна как ярая пропагандистка дневной и вечерней бижутерии из недрагоценных металлов и искусственного жемчуга. Первый триумф модельера пришелся на межвоенное время (1920–1930-е годы) и Великую депрессию в США, что предполагало некоторый «модный демократизм». В свойственной ей безапелляционной манере («чего нет у меня, того и вовсе не должно быть») Шанель заявляла, что носить натуральный жемчуг и крупные бриллианты — дурной тон и безвкусица.

Однако еще одной стороной личности Великой Мадемуазель были конформизм и гибкость. Несмотря на пронесенную сквозь всю долгую профессиональную жизнь любовь к бижутерии, в 1932 году она выпустила свою первую и последнюю прижизненную коллекцию драгоценностей Bijoux de Diamants — и больше к этой теме не возвращалась. Вероятно, ювелирное дело было в ее понимании неоправданно затратной затеей и ненужной конкуренцией с прославленными французскими Домами, специализировавшимися именно на нем.

Однако идеи, заложенные в той коллекции и вообще во всем, что делала и чем жила Шанель, служат для ее последователей неиссякаемым источником вдохновения. Ювелирные украшения Chanel выпускает уже около четверти века, и поводом для коллекций успели стать и лев (зодиакальный знак Шанель и геральдический символ обожаемой ею Венеции), и комета и перо, о которых была линия Bijoux de Diamants, и коромандельские ширмы, украшающие и по сей день ее апартаменты на улице Камбон.

Дошла очередь и до общеизвестной, в общем-то, любви мадемуазель Шанель ко всему русскому. Не секрет, что вышедшая из, как говорили в годы ее юности, мелкобуржуазной среды, она любила дружить с русскими аристократами, эмигрировавшими в Париж после революции. Ее секретарем был граф Голенищев-Кутузов, заказы на вышивки она размещала в ателье Kitmir, основанном великой княжной Марией Павловной, а с великим князем Дмитрием Павловичем, ее братом, у кутюрье была любовная история.

Роман был недолгим, но весьма плодо­творным. В жизни Шанель и до Дмитрия были разные «околороссийские» эпизоды, прежде всего связанные с легендарными «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и, в частности, с покровительственной дружбой Мадемуазель с композитором Игорем Стравинским. Все эти переживания, как культурные, так и личные, влияли на ее работу — а сейчас вдохновляют ее последователей, в числе которых, естественно, и мастера ювелирного ателье Chanel.

В 2017 году они создали Inspiration Russe, первую капсульную линию High Jewelry, навеянную духом Российской империи, — несколько браслетов и колец. В 2019 году пришло время для полноценной коллекции. Команда, возглавляемая Патрисом Легеро, выпустила Le Paris Russe de Chanel — «Русский Париж Шанель» из нескольких десятков драгоценностей. В ней читаются и мотивы дягилевских сезонов, и рокайльные темы архитектуры Растрелли, и русский позумент, и двуглавые орлы, и орденские бриллиантовые звезды, и кружево, сплетенное работницами Kitmir, и пшеничные колосья, букет из которых привезли мадемуазель Шанель из России ее манекенщицы в 1967 году.

Каждое украшение выполнено на высочайшем техническом уровне с использованием лучших камней — от крупных бриллиантов необычной огранки, подчиненной дизайнерскому замыслу, как в колье и серьгах Aigle Protecteur (с камнями огранки «щит» и «бриолет»), до ярких цаворитов и цитринов в украшениях сета Folklore. Не обошлось, разумеется, и без жемчуга и эмали, ведь ни один учивший историю искусства не мыслит без них русское ювелирное дело. Среди самых впечатляющих изделий коллекции — колье Blé Gabrielle с незакрепленным рядом микроцепочек, которые колышутся при движении, словно те самые колосья пшеницы на ветру, и грандиозное колье Roubachka, где в россыпи бриллиантов, жемчуга и цветных камней почти незаметно вплетены драгоценные воплощения камелий, так обожаемых мадемуазель Шанель. 
Уже точно известно, что российской публике повезет чуть больше, чем тем, кто был свидетелем презентации коллекции в Париже: в Москве будут эксклюзивно представлены украшения сета Foulard, элементы которого напоминают то ли русские кокошники, то ли узоры павловопосадских платков.   

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+