18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Chanel а-ля рюс

№78
Материал из газеты

Ювелиры Chanel воплотили в новой коллекции мечты Великой Мадемуазель о России, в которой она никогда не была, но которую так любила

Габриэль Шанель, строго говоря, не увлекалась ювелирным делом. Она, помимо прочего, известна как ярая пропагандистка дневной и вечерней бижутерии из недрагоценных металлов и искусственного жемчуга. Первый триумф модельера пришелся на межвоенное время (1920–1930-е годы) и Великую депрессию в США, что предполагало некоторый «модный демократизм». В свойственной ей безапелляционной манере («чего нет у меня, того и вовсе не должно быть») Шанель заявляла, что носить натуральный жемчуг и крупные бриллианты — дурной тон и безвкусица.

Однако еще одной стороной личности Великой Мадемуазель были конформизм и гибкость. Несмотря на пронесенную сквозь всю долгую профессиональную жизнь любовь к бижутерии, в 1932 году она выпустила свою первую и последнюю прижизненную коллекцию драгоценностей Bijoux de Diamants — и больше к этой теме не возвращалась. Вероятно, ювелирное дело было в ее понимании неоправданно затратной затеей и ненужной конкуренцией с прославленными французскими Домами, специализировавшимися именно на нем.

Однако идеи, заложенные в той коллекции и вообще во всем, что делала и чем жила Шанель, служат для ее последователей неиссякаемым источником вдохновения. Ювелирные украшения Chanel выпускает уже около четверти века, и поводом для коллекций успели стать и лев (зодиакальный знак Шанель и геральдический символ обожаемой ею Венеции), и комета и перо, о которых была линия Bijoux de Diamants, и коромандельские ширмы, украшающие и по сей день ее апартаменты на улице Камбон.

Дошла очередь и до общеизвестной, в общем-то, любви мадемуазель Шанель ко всему русскому. Не секрет, что вышедшая из, как говорили в годы ее юности, мелкобуржуазной среды, она любила дружить с русскими аристократами, эмигрировавшими в Париж после революции. Ее секретарем был граф Голенищев-Кутузов, заказы на вышивки она размещала в ателье Kitmir, основанном великой княжной Марией Павловной, а с великим князем Дмитрием Павловичем, ее братом, у кутюрье была любовная история.

Роман был недолгим, но весьма плодо­творным. В жизни Шанель и до Дмитрия были разные «околороссийские» эпизоды, прежде всего связанные с легендарными «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и, в частности, с покровительственной дружбой Мадемуазель с композитором Игорем Стравинским. Все эти переживания, как культурные, так и личные, влияли на ее работу — а сейчас вдохновляют ее последователей, в числе которых, естественно, и мастера ювелирного ателье Chanel.

В 2017 году они создали Inspiration Russe, первую капсульную линию High Jewelry, навеянную духом Российской империи, — несколько браслетов и колец. В 2019 году пришло время для полноценной коллекции. Команда, возглавляемая Патрисом Легеро, выпустила Le Paris Russe de Chanel — «Русский Париж Шанель» из нескольких десятков драгоценностей. В ней читаются и мотивы дягилевских сезонов, и рокайльные темы архитектуры Растрелли, и русский позумент, и двуглавые орлы, и орденские бриллиантовые звезды, и кружево, сплетенное работницами Kitmir, и пшеничные колосья, букет из которых привезли мадемуазель Шанель из России ее манекенщицы в 1967 году.

Каждое украшение выполнено на высочайшем техническом уровне с использованием лучших камней — от крупных бриллиантов необычной огранки, подчиненной дизайнерскому замыслу, как в колье и серьгах Aigle Protecteur (с камнями огранки «щит» и «бриолет»), до ярких цаворитов и цитринов в украшениях сета Folklore. Не обошлось, разумеется, и без жемчуга и эмали, ведь ни один учивший историю искусства не мыслит без них русское ювелирное дело. Среди самых впечатляющих изделий коллекции — колье Blé Gabrielle с незакрепленным рядом микроцепочек, которые колышутся при движении, словно те самые колосья пшеницы на ветру, и грандиозное колье Roubachka, где в россыпи бриллиантов, жемчуга и цветных камней почти незаметно вплетены драгоценные воплощения камелий, так обожаемых мадемуазель Шанель. 
Уже точно известно, что российской публике повезет чуть больше, чем тем, кто был свидетелем презентации коллекции в Париже: в Москве будут эксклюзивно представлены украшения сета Foulard, элементы которого напоминают то ли русские кокошники, то ли узоры павловопосадских платков.   

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+