Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже

Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским

Работы Гелия Коржева на выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
Работы Гелия Коржева на выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова

Продолжением прошлогоднего проекта «Сокровища музеев России», который также проходил в Манеже и побил все рекорды посещаемости, стала новая экспозиция, получившая название «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Как и в прошлый раз, организатором выставки выступает Патриарший совет по культуре — совместно с правительством Москвы, Министерством культуры, РВИО, историческим парком «Россия — моя история». Кураторами выставки стали митрополит Тихон (Шевкунов), а от Третьяковской галереи — Зельфира Трегулова, Фаина Балаховская и Анна Пахомова. Выставочная застройка была создана галереей «Триумф».

Традиции отмечать День народного единства бесплатной выставкой-блокбастером в Манеже, одним из организаторов которой выступает РПЦ, уже почти десять лет. Начиналась эпопея циклом «Россия — моя история», выставки которого после Москвы отправлялись в турне по стране, а теперь осели на ВДНХ и в нескольких региональных центрах в форме «исторических парков» (в специально построенных для них помещениях). 

Новая экспозиция, которая будет бесплатно работать в течение пяти недель (до 8 декабря), наверняка также будет крайне популярна у массового зрителя. Благодаря мощной государственной поддержке под крышей Манежа удалось собрать работы из 42 музеев по всей стране. Это и знаменитые, мгновенно узнаваемые картины о войне, как «Фашист пролетел» Аркадия Пластова или «Мать партизана» Сергея Герасимова, так и менее известные произведения, отобранные по принципу энергетического воздействия на зрителя, согласно замыслу кураторов. Например, Дейнека представлен не патетической «Обороной Севастополя», а экспрессионистской «Сгоревшей деревней», а Кукрыниксы — не хрестоматийными плакатами и карикатурами, а большим полотном 1967 года «Обвинение. Нюрнбергский процесс», где, неожиданно для масляной живописи, главным героем становится киноэкран (с кадрами из Освенцима). 

Не обошлось без мощных патриотичных вещей — отдельный зал отведен триптиху Корина «Александр Невский», ожидаемо многовато Гелия Коржева. Василий Яковлев представлен и запрещенным за возвеличивание маршала конным портретом Жукова и «Патриотическим молебствованием в Москве. 22 июня 1942 года», где запечатлен епископ Сергий (Ларин). Любопытно взглянуть на то, каким было обращение к теме ВОВ таких мастеров, как Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Георгий Нисский, Юрий Пименов, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и т.д. К счастью, соцреализм не стал основным сюжетом выставки — среди представленных мастеров есть и Попков, и Сидур. 

Вообще экспозиция устроена из череды небольших специально возведенных залов, каждый из которых посвящен какой-то отдельной теме. Первая треть — это различные аспекты восприятия темы Великой Отечественной войны в те годы, когда она еще шла, — разделы названы «Фронт», «Оккупация», «Фронтовой заказ» (про работу в тылу), «Салют Победы». Затем тематический принцип становится хронологическим: в каждом зале показано, как, через какую призму, воспринимали эту войну художники в различные десятилетия — 1950-е («Воспоминания»), 1960-е («Старые раны») и так далее. То, что творилось в нашем искусстве с 1980-х по 2000-е годы, тактично утрамбовано в один-единственный, предпоследний зал. И завершается выставка отдельным пространством, стены которого опоясаны панорамой «За отвагу» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского (2011).

Дополнительно в холле Манежа установили привезенную из Петербурга чтимую икону, но остановимся лучше на проработанной кинопрограмме, созданной специально для выставки вместе с коллегами Максимом Павловым, завотделом кинопрограмм ГТГ. Сообразно тематике и хронологии живописных произведений каждый раздел сопровождается фрагментами лучших фильмов о войне за несколько десятилетий. Для зала Дубосарского и Виноградова это стал финал хуциевского «Июльского дождя».

Выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» работает до 8 декабря. Вход свободный. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+