18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже

Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским

Работы Гелия Коржева на выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж». Фото: Софья Багдасарова
Работы Гелия Коржева на выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова
На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ЦВЗ «Манеж».
Фото: Софья Багдасарова

Продолжением прошлогоднего проекта «Сокровища музеев России», который также проходил в Манеже и побил все рекорды посещаемости, стала новая экспозиция, получившая название «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Как и в прошлый раз, организатором выставки выступает Патриарший совет по культуре — совместно с правительством Москвы, Министерством культуры, РВИО, историческим парком «Россия — моя история». Кураторами выставки стали митрополит Тихон (Шевкунов), а от Третьяковской галереи — Зельфира Трегулова, Фаина Балаховская и Анна Пахомова. Выставочная застройка была создана галереей «Триумф».

Традиции отмечать День народного единства бесплатной выставкой-блокбастером в Манеже, одним из организаторов которой выступает РПЦ, уже почти десять лет. Начиналась эпопея циклом «Россия — моя история», выставки которого после Москвы отправлялись в турне по стране, а теперь осели на ВДНХ и в нескольких региональных центрах в форме «исторических парков» (в специально построенных для них помещениях). 

Новая экспозиция, которая будет бесплатно работать в течение пяти недель (до 8 декабря), наверняка также будет крайне популярна у массового зрителя. Благодаря мощной государственной поддержке под крышей Манежа удалось собрать работы из 42 музеев по всей стране. Это и знаменитые, мгновенно узнаваемые картины о войне, как «Фашист пролетел» Аркадия Пластова или «Мать партизана» Сергея Герасимова, так и менее известные произведения, отобранные по принципу энергетического воздействия на зрителя, согласно замыслу кураторов. Например, Дейнека представлен не патетической «Обороной Севастополя», а экспрессионистской «Сгоревшей деревней», а Кукрыниксы — не хрестоматийными плакатами и карикатурами, а большим полотном 1967 года «Обвинение. Нюрнбергский процесс», где, неожиданно для масляной живописи, главным героем становится киноэкран (с кадрами из Освенцима). 

Не обошлось без мощных патриотичных вещей — отдельный зал отведен триптиху Корина «Александр Невский», ожидаемо многовато Гелия Коржева. Василий Яковлев представлен и запрещенным за возвеличивание маршала конным портретом Жукова и «Патриотическим молебствованием в Москве. 22 июня 1942 года», где запечатлен епископ Сергий (Ларин). Любопытно взглянуть на то, каким было обращение к теме ВОВ таких мастеров, как Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Георгий Нисский, Юрий Пименов, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и т.д. К счастью, соцреализм не стал основным сюжетом выставки — среди представленных мастеров есть и Попков, и Сидур. 

Вообще экспозиция устроена из череды небольших специально возведенных залов, каждый из которых посвящен какой-то отдельной теме. Первая треть — это различные аспекты восприятия темы Великой Отечественной войны в те годы, когда она еще шла, — разделы названы «Фронт», «Оккупация», «Фронтовой заказ» (про работу в тылу), «Салют Победы». Затем тематический принцип становится хронологическим: в каждом зале показано, как, через какую призму, воспринимали эту войну художники в различные десятилетия — 1950-е («Воспоминания»), 1960-е («Старые раны») и так далее. То, что творилось в нашем искусстве с 1980-х по 2000-е годы, тактично утрамбовано в один-единственный, предпоследний зал. И завершается выставка отдельным пространством, стены которого опоясаны панорамой «За отвагу» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского (2011).

Дополнительно в холле Манежа установили привезенную из Петербурга чтимую икону, но остановимся лучше на проработанной кинопрограмме, созданной специально для выставки вместе с коллегами Максимом Павловым, завотделом кинопрограмм ГТГ. Сообразно тематике и хронологии живописных произведений каждый раздел сопровождается фрагментами лучших фильмов о войне за несколько десятилетий. Для зала Дубосарского и Виноградова это стал финал хуциевского «Июльского дождя».

Выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» работает до 8 декабря. Вход свободный. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+