18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Музейный фестиваль - не развлечение, а наука. Могут ли российские музеи научиться обучать?

Могут ли российские музеи научиться обучать? «Интермузей-2013» и «Музейный гид» Благотворительного фонда Владимира Потанина на одной площадке и себя покажут, и лучших наградят.

В мировой практике музейные фестивали либо представляют собой развлекательные мероприятия под открытым небом (Museum Mile Festival в Нью-Йорке, Museumsuferfest во Франкфурте-на-Майне), либо являются ярмаркой или форумом исключительно для профессионалов (Museum Expressions в Париже, European Museum Forum (EMF)). «Интермузей» пытается совместить все и сразу. Как сформулировал советник президента РФ Владимир Толстой, на фестивале «одновременно происходят и представления музейных экспозиций, и выставки наиболее передовых музейных технологий, и соревнование между музеями по определенным номинациям». «Интермузей-2013» примет более 270 музеев России и СНГ. Такое, рекордное, количество участников можно объяснить как авторитетом фестиваля, так и тем, что российские музеи напрямую зависят от бюджета и решений чиновников: здесь проще быть услышанными и напомнить о своем существовании и проблемах.

В прошлом году «Интермузей» напоминал фестиваль туризма с множеством ряженых, аттракционов и угощений. В этот раз новая команда решила выбрать тему Музей — образовательный ресурс общества, которая должна быть отражена и в экспозиции, и в профессиональной программе. Эксперты из России, Великобритании, Нидерландов и США обсудят на лекциях, круглых столах и презентациях место музея в образовательном процессе.

По замыслу организаторов, гости фестиваля смогут за один присест получить представление как о каждом из его участников, так и об идеальном музее в целом, посетив зоны спецпроектов: площадку музейных технологий и оборудования «Техномузей» и образцовый сувенирный магазин. На детской площадке «Интермузея-2013» будут представлены проекты для семейной аудитории (Детские дни в Петербурге; Семейное путешествие и Пермский межмузейный проект), а в «книжном шкафу» — издания музеев для детей и игровой путеводитель по фестивалю. Кроме того, на «Интермузее-2013» будут названы победители двух музейных конкурсов: на ту же тему, что и сам фестиваль, — «Музей как образовательный ресурс общества» и «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В рамках первого будут выбраны лучшие музейные образовательные проекты по восьми номинациям, отражающим разные типы взаимодействия с аудиторией (есть и «Музей на дисплее» — за разработку приложений для iPhone, iPad и Android, и «Музей плюс» — за совместные с учреждениями сферы образования программы и проекты).

Торжественное награждение победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» будет юбилейным: в этом году ему исполняется десять лет. Конкурс является частью большого проекта Благотворительного фонда Владимира Потанина «Музейный гид». В качестве почетного гостя «Интермузея-2013» проект займет центральное место в экспозиции и будет представлен интерактивной выставкой победителей конкурса, свежими изданиями «Первой публикации» и серией музейных путеводителей.

За 10-летнюю историю конкурса многие проекты-победители стали развиваться и переросли в нечто большее. «Для фестиваля «Архстояние» победа в конкурсе в 2006 году была трамплином в профессиональное сообщество, уникальной возможностью реализовать первый фестиваль и получить необходимую экспертную оценку», — говорит Юлия Бычкова, руководитель проекта, победившего в номинации «Партнерские музейные проекты». Сейчас на «Архстояние» приезжают тысячи людей, фестиваль получил профессиональное признание, а территория Никола-Ленивца продолжает благоустраиваться.

Еще одна затея, успешно начавшая развитие с гранта Благотворительного фонда Потанина, — «Музейная фабрика» на базе пастильного производства купца Чуприкова в Коломне. «Сейчас музей работает с 10:00 до 20:00 без выходных, но даже при таком режиме пользуется ажиотажным спросом. Мы не можем раздвинуть стены музея, поэтому раздвинем временные рамки: готовим вечерние и ночные программы посещения музея и спектаклей при свечах», — говорит руководитель проекта Наталья Никитина. Она выигрывала конкурс в «Авторской номинации» четыре раза, развивая территорию исторического центра Коломны. «Работа с культурным потенциалом места продолжается нон-стоп, — подчеркивает Наталья, — идут исследования, результатом которых будет создание музейного квартала».

Еще одна важная номинация конкурса — «Социально ориентированные музейные проекты», повышающие доступность музеев для разных категорий посетителей. Как показывает практика, в результате выигрывают все. Александра Селиванова, руководитель проекта-победителя 2010 года «Пятое измерение «Нехорошей квартиры», говорит об озвучивании экспозиции музея Михаила Булгакова: «Для слабовидящих посетителей музей стал доступнее, но в основном проект оценили обычные посетители. Звук добавил много новых смысловых слоев для восприятия экспозиции и всего пространства «Нехорошей квартиры». «Музейные исследования» — номинация, победа в которой позволяет музею проделать кропотливую и дорогостоящую научную работу. По итогам исследований победитель 2012 года музей «Огни Москвы» создает электронный каталог московских фонарей и разрабатывает экскурсионные пешеходные маршруты. Генеральная репетиция первого из них под названием От фонаря уже прошла в апреле. Важным результатом 10-летней работы конкурса стало воспитание музейных менеджеров — руководителей проектов, которые могут делать расчеты, оформлять заявки на гранты и отчитываться по итогам деятельности. Интересно, что многие из них сменили место работы: участие в конкурсе открыло новые горизонты и положительно повлияло на карьеру. Организацией «Интермузея-2013» занимается новая команда — Ассоциация менеджеров культуры, которая традиционно готовит и «Музейный гид».

Удастся ли организаторам и участникам фестиваля соблюсти заданные тематические рамки и показать, что современный музей — это не только развлекательный, но и образовательный ресурс общества, можно будет оценить с 31 мая по 4 июня в Центральном доме художника.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+