18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейный фестиваль - не развлечение, а наука. Могут ли российские музеи научиться обучать?

Могут ли российские музеи научиться обучать? «Интермузей-2013» и «Музейный гид» Благотворительного фонда Владимира Потанина на одной площадке и себя покажут, и лучших наградят.

В мировой практике музейные фестивали либо представляют собой развлекательные мероприятия под открытым небом (Museum Mile Festival в Нью-Йорке, Museumsuferfest во Франкфурте-на-Майне), либо являются ярмаркой или форумом исключительно для профессионалов (Museum Expressions в Париже, European Museum Forum (EMF)). «Интермузей» пытается совместить все и сразу. Как сформулировал советник президента РФ Владимир Толстой, на фестивале «одновременно происходят и представления музейных экспозиций, и выставки наиболее передовых музейных технологий, и соревнование между музеями по определенным номинациям». «Интермузей-2013» примет более 270 музеев России и СНГ. Такое, рекордное, количество участников можно объяснить как авторитетом фестиваля, так и тем, что российские музеи напрямую зависят от бюджета и решений чиновников: здесь проще быть услышанными и напомнить о своем существовании и проблемах.

В прошлом году «Интермузей» напоминал фестиваль туризма с множеством ряженых, аттракционов и угощений. В этот раз новая команда решила выбрать тему Музей — образовательный ресурс общества, которая должна быть отражена и в экспозиции, и в профессиональной программе. Эксперты из России, Великобритании, Нидерландов и США обсудят на лекциях, круглых столах и презентациях место музея в образовательном процессе.

По замыслу организаторов, гости фестиваля смогут за один присест получить представление как о каждом из его участников, так и об идеальном музее в целом, посетив зоны спецпроектов: площадку музейных технологий и оборудования «Техномузей» и образцовый сувенирный магазин. На детской площадке «Интермузея-2013» будут представлены проекты для семейной аудитории (Детские дни в Петербурге; Семейное путешествие и Пермский межмузейный проект), а в «книжном шкафу» — издания музеев для детей и игровой путеводитель по фестивалю. Кроме того, на «Интермузее-2013» будут названы победители двух музейных конкурсов: на ту же тему, что и сам фестиваль, — «Музей как образовательный ресурс общества» и «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В рамках первого будут выбраны лучшие музейные образовательные проекты по восьми номинациям, отражающим разные типы взаимодействия с аудиторией (есть и «Музей на дисплее» — за разработку приложений для iPhone, iPad и Android, и «Музей плюс» — за совместные с учреждениями сферы образования программы и проекты).

Торжественное награждение победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» будет юбилейным: в этом году ему исполняется десять лет. Конкурс является частью большого проекта Благотворительного фонда Владимира Потанина «Музейный гид». В качестве почетного гостя «Интермузея-2013» проект займет центральное место в экспозиции и будет представлен интерактивной выставкой победителей конкурса, свежими изданиями «Первой публикации» и серией музейных путеводителей.

За 10-летнюю историю конкурса многие проекты-победители стали развиваться и переросли в нечто большее. «Для фестиваля «Архстояние» победа в конкурсе в 2006 году была трамплином в профессиональное сообщество, уникальной возможностью реализовать первый фестиваль и получить необходимую экспертную оценку», — говорит Юлия Бычкова, руководитель проекта, победившего в номинации «Партнерские музейные проекты». Сейчас на «Архстояние» приезжают тысячи людей, фестиваль получил профессиональное признание, а территория Никола-Ленивца продолжает благоустраиваться.

Еще одна затея, успешно начавшая развитие с гранта Благотворительного фонда Потанина, — «Музейная фабрика» на базе пастильного производства купца Чуприкова в Коломне. «Сейчас музей работает с 10:00 до 20:00 без выходных, но даже при таком режиме пользуется ажиотажным спросом. Мы не можем раздвинуть стены музея, поэтому раздвинем временные рамки: готовим вечерние и ночные программы посещения музея и спектаклей при свечах», — говорит руководитель проекта Наталья Никитина. Она выигрывала конкурс в «Авторской номинации» четыре раза, развивая территорию исторического центра Коломны. «Работа с культурным потенциалом места продолжается нон-стоп, — подчеркивает Наталья, — идут исследования, результатом которых будет создание музейного квартала».

Еще одна важная номинация конкурса — «Социально ориентированные музейные проекты», повышающие доступность музеев для разных категорий посетителей. Как показывает практика, в результате выигрывают все. Александра Селиванова, руководитель проекта-победителя 2010 года «Пятое измерение «Нехорошей квартиры», говорит об озвучивании экспозиции музея Михаила Булгакова: «Для слабовидящих посетителей музей стал доступнее, но в основном проект оценили обычные посетители. Звук добавил много новых смысловых слоев для восприятия экспозиции и всего пространства «Нехорошей квартиры». «Музейные исследования» — номинация, победа в которой позволяет музею проделать кропотливую и дорогостоящую научную работу. По итогам исследований победитель 2012 года музей «Огни Москвы» создает электронный каталог московских фонарей и разрабатывает экскурсионные пешеходные маршруты. Генеральная репетиция первого из них под названием От фонаря уже прошла в апреле. Важным результатом 10-летней работы конкурса стало воспитание музейных менеджеров — руководителей проектов, которые могут делать расчеты, оформлять заявки на гранты и отчитываться по итогам деятельности. Интересно, что многие из них сменили место работы: участие в конкурсе открыло новые горизонты и положительно повлияло на карьеру. Организацией «Интермузея-2013» занимается новая команда — Ассоциация менеджеров культуры, которая традиционно готовит и «Музейный гид».

Удастся ли организаторам и участникам фестиваля соблюсти заданные тематические рамки и показать, что современный музей — это не только развлекательный, но и образовательный ресурс общества, можно будет оценить с 31 мая по 4 июня в Центральном доме художника.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+