18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Механический автопортрет

№78
Материал из газеты

Мастер Константин Чайкин превратил в часы самого себя

Россия не Швейцария, но часовые гении есть и у нас. Например, Константин Чайкин. В 2017 году на международной выставке Baselworld он взорвал часовой мир своим «Джокером» — кинематической игрушкой с антропоморфным циферблатом с дисковыми указателями часов и минут («глазами») и индикатором лунных фаз («ртом»). Все 99 экземпляров первой серии Joker отлично разошлись. Версия часов в единственном экземпляре с корпусом из циркония ушла с торгов благотворительного часового аукциона Only Watch в 2017 году, втрое превысив максимальный эстимейт в 15 тыс. швейцарских франков.

В 2018 году Чайкин выпустил версию с калибром Dracula и модулем индикатора «день — ночь»: вампирские клыки начинают расти в 22:00, чтобы приобрести устрашающую длину к полуночи, и прячутся с 06:00 до 08:00, оставаясь затем скрытыми до следующей ночи. Были лимитированные коллекции и к чемпионату мира по футболу 2018 года («лицо» — футбольный мяч), и с хеллоуиновским Джеком-Фонарем, и с поросенком в честь наступления года Свиньи по восточному календарю. 

В конце 2018 года Joker в модификации Clown (часы с «лицом» злого клоуна Пеннивайза из романа Стивена Кинга «Оно») были отмечены престижной швейцарской наградой GPHG (Grand Prix d’Horlogerie de Genève, Гран-при высокого часового искусства) в номинации Audacity Prize (буквально «Награда за дерзость»). Но, как выяснилось вскоре, Clown оказался не самой дерзкой версией глазастого «Джокера». Чайкин решил превратить в часы самого себя.

По словам часовщика, основатель Only Watch Люк Петтавино предложил ему снова сделать модель для аукциона, немного изменив дизайн. Но Константин не стал искать легких путей и разработал совершенно новые часы — Joker Selfie, стилизованный автопортрет с чайкинской бородой, зелеными глазами, густыми бровями и лупой часового мастера в правом глазу.

Selfie оснастили легендарным калибром 2809, единственным прецизионным (созданным с соблюдением высокой точности параметров) советским наручным механизмом с дополнительными модулями. «Удачной показалась идея таинственной функции, когда в зависимости от положения циферблата глаза будут открываться и закрываться, — поясняет Чайкин. — Я вспомнил про детскую куклу с такими глазами и взял за основу гравитационный механизм».

«Глаз» под лупой, индикатор часа, в горизонтальном положении закрывается, открывая индикатор дня недели. В развитие темы «Джокера» добавлен эмодзи-календарь. «Получилась необычная игрушка, которую до меня никто не делал», — просто признается автор. 

Но в реальности все было совсем не просто. Советский механизм потребовал сложной ручной доработки — изменили пластину, мосты, способ крепления штифта волоска баланса к мосту баланса. «На шторке очень сложная регулировка, чтобы она вовремя открывалась. Учитывается геометрия, вес. Для нее был выбран легкий материал allite super magnesium (трехкальциевый силикатный супермагний)», — увлеченно комментирует автор.

Корпус мастер решил сделать из булата, который впервые появился у него в модели «Луноход» 2011 года. Булат эффектен, но сложен в литье, при обработке почти всегда вскрываются дефекты. По словам Константина Чайкина, задняя крышка и безель получились только с третьего раза.

Чайкин прибавил еще пару личных деталей: собачку (кликер барабанного колеса) в виде головы чайки (намек на фамилию автора), а также цифры на циферблате и надпись Selfie на безеле, написанные его собственным почерком. Для часов заявлен довольно скромный эстимейт — 18–24 тыс. швейцарских франков. Но мастер надеется, что среди покупателей аукциона Only Watch 9 ноября 2019 года найдется достаточно поклонников часового дела, чтобы поднять цену и увеличить выручку, которая пойдет на борьбу с тяжелой болезнью — миодистрофией Дюшенна. 

9 ноября на аукционе в Женеве часы были проданы за $70 тыс. при начальном эстимейте в $15 тыс.

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+