18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее завершена реставрация кресла из Домика Петра I

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Со школьных лет каждому известно, что государь Петр Алексеевич был на все руки мастером. Собственноручно изготовленное им кресло обрело теперь новую жизнь и, возможно, прослужит еще три столетия

Достопамятное кресло на финальной стадии реставрации. Фото: Отдел реставрации Русского музея
Достопамятное кресло на финальной стадии реставрации.
Фото: Отдел реставрации Русского музея

Необычной конструкции кресло, изготовленное по типу английских библиотечных кресел XVIII столетия, предназначенных для чтения (reading chair), отреставрировано мастерами Государственного Русского музея. В «Историческом описании дворца императора Петра Великого на Петербургской стороне и его достопримечательностей», труде, составленном в 1844 году смотрителем Домика Петра I, сообщается, что это кресло — «собственной работы императора Петра Великого». О том же говорится и в путеводителе, изданном в 1891 году: «Кресло из березового дерева с кожаной подушкой, набитой волосом, собственной работы Петра, сохраняется в Домике как достопамятная редкость». Так что реставраторам ГРМ пришлось в своей работе соревноваться с самим государем-императором. 

Как рассказал нашему изданию Юрий Макаров, заведующий отделом реставрации фанерованной мебели, необходимо было привести предмет в экспозиционное состояние, максимально сохранив исторические элементы. «Кресло реставрировали еще в XIX веке, реставрация тогда была основательной, на сегодня это тоже своего рода реликвия, поэтому мы решили сохранить и следы реставрации полуторавековой давности, — сообщил он. — Были проблемы и с самой конструкцией кресла. Подлокотники у него слишком длинные, нагрузка на них и на узел соединения деталей неравномерная, из-за чего пришлось использовать дополнительные детали крепления».

Процесс реставрации. Фото: Отдел реставрации Русского музея
Процесс реставрации.
Фото: Отдел реставрации Русского музея

Отличительной чертой такого типа кресел для чтения являлось то, что сидящий располагался в нем задом наперед, лицом к спинке. С обратной стороны спинки устанавливался откидной пюпитр для книг. Спинка кресла Петра I имеет с внешней стороны прорезные пазы для предполагаемого пюпитра, который, к сожалению, был утрачен еще в начале XX века.

За столетия существования кресло пережило несколько поновлений; к началу этого века кожа сиденья сильно пересохла и потрескалась, на деревянных деталях проступили пятна от использовавшихся ранее соединительных материалов, в местах сопряжения деталей дерево потрескалось. В середине марта 2019 года состоялось расширенное заседание реставрационной комиссии Русского музея, на которое пригласили ведущих мастеров-реставраторов из Российского этнографического музея и Государственного Эрмитажа. В результате обсуждения приняли программу реставрации. Обивочный материал был закреплен: кожу укрепили, не снимая ее с сиденья, а в местах утрат использовали вставки из кожи, аналогичной оригинальной. Восстановили авторское покрытие деревянных деталей. Музейному предмету возвращена конструктивная прочность, достаточная для экспонирования.  

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+