18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самую большую за последние десятилетия ретроспективу Уильяма Блейка устроили в Тейт

№77
Материал из газеты

В Тейт Бритен собрали более 300 картин, акварелей и гравюр Блейка, включая редко выставляющиеся и те, которые знакомят с невоплощенными замыслами художника

Большие выставки готовятся подолгу, как и нынешняя, самая крупная за последние десятилетия ретроспектива Уильяма Блейка (1757–1827), которая в результате получилась провидческой. Спустя почти 200 лет после смерти Блейка, в эпоху национального кризиса, его идеи визионера, предвосхитившего сюрреализм и экспрессионизм, вновь обрели актуальность. Сегодня один из любимых персонажей Блейка Альбион, мифический великан, от имени которого происходит древнее название Британии, возвращает зрителя к злободневному вопросу: что значит быть британцем? И открывает экспозицию картина Блейка «Альбион восстал» (1793), отсылающая к «Витрувианскому человеку» Леонардо да Винчи, где художник изобразил Альбиона как непобедимого героя, борца за свободу.

Прожив почти всю жизнь в лондонских Сохо, где он родился, и Ламбете в конце 1790-х годов, Блейк не понаслышке знал о вспыхивавших то тут, то там бунтах и захвативших под влиянием Французской революции 1789 года многие умы идеях политического радикализма. Он работал гравером у издателя Джозефа Джонсона, в доме которого собирались выдающиеся мыслители того времени, в том числе философ и публицист Томас Пейн и феминистка Мэри Уолстонкрафт, автор эссе «В защиту прав женщин». Эта интеллектуальная атмосфера в немалой степени повлияла на визионерские сюжеты и образы Блейка, вдохновившие потом не одно поколение художников и писателей.

В Тейт Бритен собрали более 300 картин, акварелей и гравюр Блейка, включая редко выставляющиеся, которые знакомят с невоплощенными замыслами художника, такими как, например, сильно поврежденная темпера «Дух Нельсона, направляющий Левиафана» (около 1805–1809), где художник символически изобразил адмирала Горацио Нельсона и ветхозаветное морское чудовище как символ войны. Он надеялся воспроизвести картину в монументальном формате фрески, но, увы, странные, фантастические видения Блейка, которого современники считали человеком не от мира сего, при его жизни не встретили понимания. Зато теперь на выставке «Дух Нельсона» спроецирован в увеличенном масштабе на стену одного из залов.

Здесь же реконструкция единственной прижизненной выставки Блейка, устроенной им в 1809 году в галантерейной лавке брата. Критика тогда встретила ее враждебно, и автору не удалось продать ни одной работы. Сегодня трудно в это поверить, особенно если вспомнить, что в 2002 году, согласно опросу BBC, Уильям Блейк занял почетное 38-е место среди 100 величайших британцев всех времен.  

Тейт Бритен
Уильям Блейк
До 2 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+