Самую большую за последние десятилетия ретроспективу Уильяма Блейка устроили в Тейт

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

В Тейт Бритен собрали более 300 картин, акварелей и гравюр Блейка, включая редко выставляющиеся и те, которые знакомят с невоплощенными замыслами художника

Уильям Блейк. «Автопортрет». 1802. Фото: Collection Robert N. Essick
Уильям Блейк. «Автопортрет». 1802.
Фото: Collection Robert N. Essick

Большие выставки готовятся подолгу, как и нынешняя, самая крупная за последние десятилетия ретроспектива Уильяма Блейка (1757–1827), которая в результате получилась провидческой. Спустя почти 200 лет после смерти Блейка, в эпоху национального кризиса, его идеи визионера, предвосхитившего сюрреализм и экспрессионизм, вновь обрели актуальность. Сегодня один из любимых персонажей Блейка Альбион, мифический великан, от имени которого происходит древнее название Британии, возвращает зрителя к злободневному вопросу: что значит быть британцем? И открывает экспозицию картина Блейка «Альбион восстал» (1793), отсылающая к «Витрувианскому человеку» Леонардо да Винчи, где художник изобразил Альбиона как непобедимого героя, борца за свободу.

Прожив почти всю жизнь в лондонских Сохо, где он родился, и Ламбете в конце 1790-х годов, Блейк не понаслышке знал о вспыхивавших то тут, то там бунтах и захвативших под влиянием Французской революции 1789 года многие умы идеях политического радикализма. Он работал гравером у издателя Джозефа Джонсона, в доме которого собирались выдающиеся мыслители того времени, в том числе философ и публицист Томас Пейн и феминистка Мэри Уолстонкрафт, автор эссе «В защиту прав женщин». Эта интеллектуальная атмосфера в немалой степени повлияла на визионерские сюжеты и образы Блейка, вдохновившие потом не одно поколение художников и писателей.

Уильям Блейк. «Ньютон». 1795-1805. Фото: Tate Britai
Уильям Блейк. «Ньютон». 1795-1805.
Фото: Tate Britai

В Тейт Бритен собрали более 300 картин, акварелей и гравюр Блейка, включая редко выставляющиеся, которые знакомят с невоплощенными замыслами художника, такими как, например, сильно поврежденная темпера «Дух Нельсона, направляющий Левиафана» (около 1805–1809), где художник символически изобразил адмирала Горацио Нельсона и ветхозаветное морское чудовище как символ войны. Он надеялся воспроизвести картину в монументальном формате фрески, но, увы, странные, фантастические видения Блейка, которого современники считали человеком не от мира сего, при его жизни не встретили понимания. Зато теперь на выставке «Дух Нельсона» спроецирован в увеличенном масштабе на стену одного из залов.

Здесь же реконструкция единственной прижизненной выставки Блейка, устроенной им в 1809 году в галантерейной лавке брата. Критика тогда встретила ее враждебно, и автору не удалось продать ни одной работы. Сегодня трудно в это поверить, особенно если вспомнить, что в 2002 году, согласно опросу BBC, Уильям Блейк занял почетное 38-е место среди 100 величайших британцев всех времен.  

Тейт Бритен
Уильям Блейк
До 2 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+