18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У института всех искусств юбилей

Государственному институту искусствознания — 75 лет. По этому случаю было решено объединить празднование с проведением в Москве Генеральной ассамблеи Международной ассоциации институтов истории искусства (RIHA)

Государственный институт искусствознания (ГИИ) был создан в 1944 году «на мощной патриотической волне восстановления великих традиций отечественной истории и культуры» — так с уместным пафосом написано в юбилейной справке института. До 1962 года он подчинялся Академии наук, а затем был передан Министерству культуры. Институт расположен в усадебном доме, построенном в Козицком переулке по проекту Матвея Казакова. Несведущему может показаться, что там, «на Козицком», почтенные старцы в тишине не спеша двигают академическую науку об искусстве. Наталия Сиповская возражает: «Да, у наших сотрудников средний возраст близок к пенсионному, но это следствие демографической ямы. В 1990-х годах многие талантливые люди покинули академическую науку, и оставшимся пришлось нести груз всего поколения. Думаю, что ранний уход из жизни таких ученых-искусствоведов, как Владимир Сарабьянов, Андрей Толстой, Иван Тучков, с этим и связан. Но сейчас к нам приходит много интересных молодых людей, и мы стараемся их всячески поддерживать и даже, не скрою, переманивать. Ведь одна из наших задач — передавать традиции не только отечественной гуманитарной науки, но и преемственность научной школы института, приверженцем, поклонником и пропагандистом которой я являюсь».

Научная школа у института действительно мощная, ее главная черта — комплексный подход к изучению предмета, в связи с развитием не только искусства, но и других, смежных наук. Основы этой школы заложил первый директор ГИИ Игорь Грабарь, художник, блестящий ученый и выдающийся организатор. В институте занимаются изучением всех видов русского и зарубежного искусства: театра, музыки, архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, а также культурологией, эстетикой, социологией и экономикой культуры. В нем работает четыре диссертационных совета, здесь выпускают пять научных журналов. Но в беседе с директором мы остановились на близких The Art Newspaper Russia темах.

Например, на вопросе о том, когда будет закончено издание фундаментальной «Истории русского искусства» в 22 томах, если учесть, что с 2008 года их было выпущено всего три. «У нас готово еще шесть томов, — отвечает Сиповская. — Но основная проблема — найти финансирование печати, а она дорогостоящая, несмотря на то что большая часть институций идет нам навстречу, например бесплатно предоставляют права на иллюстрации. Можно было бы сделать интернет-версию готовых томов, но тогда авторы бесконечно бы вносили в нее исправления. Надеюсь, через три года мы закончим этот проект».

Сиповская уверена, что, вопреки расхожим представлениям, наши знания о русском искусстве недостаточны. Во многом не осмыслен даже, казалось бы, хорошо исследованный XIX век, появляются новые методики. Если посмотреть свежим взглядом, например, на тех же передвижников, то можно увидеть, что они, по словам директора ГИИ, «создали новую социальную институцию, способную выставлять искусство вне зависимости от академических авторитетов». А можно проанализировать их творчество, учитывая ревизию христианства в последней трети XIX века. Пушкинская эпоха тоже требует новых подходов, связанных с романтизмом и развитием академической школы. Результативно идет работа и по изучению искусства 50–80-х годов XX века. «Пора понимать, что и „суровый стиль“, и нонконформизм существовали во взаимосвязи. От истории о „плохих“ и „хороших“, от примитивно социологического взгляда необходимо отходить», — полагает Сиповская.

Отвечая на вопрос, на что недостает финансирования, директор ГИИ вздыхает: «Какой руководитель может сказать, что ему хватает денег? Вот мы не выполняем майский указ президента о повышении зарплат бюджетникам. По нему наши ученые должны получать две средние зарплаты по региону, то есть 140 тыс. руб. Чтобы этого достичь при нынешнем финансировании, нам придется сократить коллектив в разы. На 60 ставках научных сотрудников у нас работает 90 докторов и 120 кандидатов наук, среди них ученые с мировым именем. Можно сокращать то, что не произрастает, а у нас в каждом секторе свои ноу-хау».

Сиповская очень дорожит и даже гордится международными связями института, они важны прежде всего возможностью  «укрепления статуса и расширения влияния отечественной гуманитарной науки в мировом академическом пространстве». У ГИИ налажены партнерские отношения с университетами и научными центрами разных стран. Он является единственным российским членом Международной ассоциации институтов истории искусства (RIHA). Так что было решено объединить празднование юбилея с проведением Генеральной ассамблеи ассоциации, которая в этом году проходит на Козицком, институт принимает руководителей 28 научных учреждений из разных стран.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+