18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У института всех искусств юбилей

Государственному институту искусствознания — 75 лет. По этому случаю было решено объединить празднование с проведением в Москве Генеральной ассамблеи Международной ассоциации институтов истории искусства (RIHA)

Государственный институт искусствознания (ГИИ) был создан в 1944 году «на мощной патриотической волне восстановления великих традиций отечественной истории и культуры» — так с уместным пафосом написано в юбилейной справке института. До 1962 года он подчинялся Академии наук, а затем был передан Министерству культуры. Институт расположен в усадебном доме, построенном в Козицком переулке по проекту Матвея Казакова. Несведущему может показаться, что там, «на Козицком», почтенные старцы в тишине не спеша двигают академическую науку об искусстве. Наталия Сиповская возражает: «Да, у наших сотрудников средний возраст близок к пенсионному, но это следствие демографической ямы. В 1990-х годах многие талантливые люди покинули академическую науку, и оставшимся пришлось нести груз всего поколения. Думаю, что ранний уход из жизни таких ученых-искусствоведов, как Владимир Сарабьянов, Андрей Толстой, Иван Тучков, с этим и связан. Но сейчас к нам приходит много интересных молодых людей, и мы стараемся их всячески поддерживать и даже, не скрою, переманивать. Ведь одна из наших задач — передавать традиции не только отечественной гуманитарной науки, но и преемственность научной школы института, приверженцем, поклонником и пропагандистом которой я являюсь».

Научная школа у института действительно мощная, ее главная черта — комплексный подход к изучению предмета, в связи с развитием не только искусства, но и других, смежных наук. Основы этой школы заложил первый директор ГИИ Игорь Грабарь, художник, блестящий ученый и выдающийся организатор. В институте занимаются изучением всех видов русского и зарубежного искусства: театра, музыки, архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, а также культурологией, эстетикой, социологией и экономикой культуры. В нем работает четыре диссертационных совета, здесь выпускают пять научных журналов. Но в беседе с директором мы остановились на близких The Art Newspaper Russia темах.

Например, на вопросе о том, когда будет закончено издание фундаментальной «Истории русского искусства» в 22 томах, если учесть, что с 2008 года их было выпущено всего три. «У нас готово еще шесть томов, — отвечает Сиповская. — Но основная проблема — найти финансирование печати, а она дорогостоящая, несмотря на то что большая часть институций идет нам навстречу, например бесплатно предоставляют права на иллюстрации. Можно было бы сделать интернет-версию готовых томов, но тогда авторы бесконечно бы вносили в нее исправления. Надеюсь, через три года мы закончим этот проект».

Сиповская уверена, что, вопреки расхожим представлениям, наши знания о русском искусстве недостаточны. Во многом не осмыслен даже, казалось бы, хорошо исследованный XIX век, появляются новые методики. Если посмотреть свежим взглядом, например, на тех же передвижников, то можно увидеть, что они, по словам директора ГИИ, «создали новую социальную институцию, способную выставлять искусство вне зависимости от академических авторитетов». А можно проанализировать их творчество, учитывая ревизию христианства в последней трети XIX века. Пушкинская эпоха тоже требует новых подходов, связанных с романтизмом и развитием академической школы. Результативно идет работа и по изучению искусства 50–80-х годов XX века. «Пора понимать, что и „суровый стиль“, и нонконформизм существовали во взаимосвязи. От истории о „плохих“ и „хороших“, от примитивно социологического взгляда необходимо отходить», — полагает Сиповская.

Отвечая на вопрос, на что недостает финансирования, директор ГИИ вздыхает: «Какой руководитель может сказать, что ему хватает денег? Вот мы не выполняем майский указ президента о повышении зарплат бюджетникам. По нему наши ученые должны получать две средние зарплаты по региону, то есть 140 тыс. руб. Чтобы этого достичь при нынешнем финансировании, нам придется сократить коллектив в разы. На 60 ставках научных сотрудников у нас работает 90 докторов и 120 кандидатов наук, среди них ученые с мировым именем. Можно сокращать то, что не произрастает, а у нас в каждом секторе свои ноу-хау».

Сиповская очень дорожит и даже гордится международными связями института, они важны прежде всего возможностью  «укрепления статуса и расширения влияния отечественной гуманитарной науки в мировом академическом пространстве». У ГИИ налажены партнерские отношения с университетами и научными центрами разных стран. Он является единственным российским членом Международной ассоциации институтов истории искусства (RIHA). Так что было решено объединить празднование юбилея с проведением Генеральной ассамблеи ассоциации, которая в этом году проходит на Козицком, институт принимает руководителей 28 научных учреждений из разных стран.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+