18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Три самые интересные выставки недели

Выставка Анны Голубкиной к ее 150-летнему юбилею в Третьяковской галерее, а также выставки российского видеоарта и графики Евгения Чубарова в Государственном центре современного искусства в рамках Фестиваля коллекций современного искусства.

Параллельно с юбилейной выставкой Веры Мухиной Третьяковка развернула в своих залах выставку, тоже юбилейную, другого выдающегося русского скульптора — Анны Голубкиной. Более 30 скульптур из фондов галереи и из музея-мастерской Голубкиной представляют весь творческий путь скульптора, жанры и материалы, в которых она работала. Голубкина училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Академии художеств в Петербурге, а затем, как полагалось на рубеже XIX–XX веков, совершила несколько поездок в Париж, где посещала мастерскую Огюста Родена. Именно общение с Роденом помогло Голубкиной, блестяще сочетавшей символическую обобщенность образов с психологизмом и редкой свободой пластического языка, найти свой путь в искусстве. В экспозиции представлены как ранние работы (недавно отреставрированная «Старость», 1898; каменная пара «Кариатид», 1911; ваза «Туман» в гипсовом варианте 1899 года и мраморном — 1908-го), так и более поздние — великолепные психологически тонкие портреты русских философов и писателей Серебряного века: Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Алексея Ремизова и других.

В рамках VIII Фестиваля коллекций современного искусства в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) открылась выставка «ТV Галерея делает вклад». Основатель и директор галереи Нина Зарецкая начиная с 1991 года первой у нас в стране стала показывать видео и искусство новых технологий. В небольшом пространстве ее галереи на Якиманке демонстрировались работы пионеров видеоарта Нам Джун Пайка, Вито Аккончи, Билла Виолы. Нина Зарецкая была продюсером и многих первых видеопроизведений российских художников, а также автором и ведущей информационной телепрограммы «TV Галерея», посвященной художественной жизни Москвы и других мировых столиц. На выставке можно увидеть переданные в дар ГЦСИ видеоработы и инсталляции 1990-х годов таких известных российских художников, как Владислав Ефимов, Нина Котел, Гия Ригвава, Владимир Сальников, Леонид Тишков, Семен Файбисович, Мария Чуйкова. Причем некоторые из произведений, ставших уже классикой отечественного искусства, специально реконструированы для этого показа.

Там же, в рамках фестиваля, начала работу выставка произведений одного из самобытнейших художников поколения шестидесятников — Евгения Чубарова (1934–2012), переданных в дар ГЦСИ вдовой художника и открывшим мастера в свое время для публики галеристом Гари Татинцяном. В залах в основном представлены полуабстрактные-полуфигуративные композиции, написанные тушью на бумаге. Работы эти буквально завораживают своей монументальностью и первобытной архаичной мощью. Необычайной экспрессией отличались уже ранние работы Чубарова 1960-х на тему жизни советского захолустья и животных. В конце 1980-х он начал создавать и абстрактные композиции, которые принято сравнивать с Джексоном Поллоком. Но вряд ли такое сравнение здесь уместно: все сюжеты и темы в работах Чубарова — глубоко личные, связанные с воспоминаниями его детства в башкирском селе и с философским восприятием мира. То же самое относится и к пластическому языку его произведений.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+