18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три самые интересные выставки недели

Выставка Анны Голубкиной к ее 150-летнему юбилею в Третьяковской галерее, а также выставки российского видеоарта и графики Евгения Чубарова в Государственном центре современного искусства в рамках Фестиваля коллекций современного искусства.

Параллельно с юбилейной выставкой Веры Мухиной Третьяковка развернула в своих залах выставку, тоже юбилейную, другого выдающегося русского скульптора — Анны Голубкиной. Более 30 скульптур из фондов галереи и из музея-мастерской Голубкиной представляют весь творческий путь скульптора, жанры и материалы, в которых она работала. Голубкина училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Академии художеств в Петербурге, а затем, как полагалось на рубеже XIX–XX веков, совершила несколько поездок в Париж, где посещала мастерскую Огюста Родена. Именно общение с Роденом помогло Голубкиной, блестяще сочетавшей символическую обобщенность образов с психологизмом и редкой свободой пластического языка, найти свой путь в искусстве. В экспозиции представлены как ранние работы (недавно отреставрированная «Старость», 1898; каменная пара «Кариатид», 1911; ваза «Туман» в гипсовом варианте 1899 года и мраморном — 1908-го), так и более поздние — великолепные психологически тонкие портреты русских философов и писателей Серебряного века: Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Алексея Ремизова и других.

В рамках VIII Фестиваля коллекций современного искусства в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) открылась выставка «ТV Галерея делает вклад». Основатель и директор галереи Нина Зарецкая начиная с 1991 года первой у нас в стране стала показывать видео и искусство новых технологий. В небольшом пространстве ее галереи на Якиманке демонстрировались работы пионеров видеоарта Нам Джун Пайка, Вито Аккончи, Билла Виолы. Нина Зарецкая была продюсером и многих первых видеопроизведений российских художников, а также автором и ведущей информационной телепрограммы «TV Галерея», посвященной художественной жизни Москвы и других мировых столиц. На выставке можно увидеть переданные в дар ГЦСИ видеоработы и инсталляции 1990-х годов таких известных российских художников, как Владислав Ефимов, Нина Котел, Гия Ригвава, Владимир Сальников, Леонид Тишков, Семен Файбисович, Мария Чуйкова. Причем некоторые из произведений, ставших уже классикой отечественного искусства, специально реконструированы для этого показа.

Там же, в рамках фестиваля, начала работу выставка произведений одного из самобытнейших художников поколения шестидесятников — Евгения Чубарова (1934–2012), переданных в дар ГЦСИ вдовой художника и открывшим мастера в свое время для публики галеристом Гари Татинцяном. В залах в основном представлены полуабстрактные-полуфигуративные композиции, написанные тушью на бумаге. Работы эти буквально завораживают своей монументальностью и первобытной архаичной мощью. Необычайной экспрессией отличались уже ранние работы Чубарова 1960-х на тему жизни советского захолустья и животных. В конце 1980-х он начал создавать и абстрактные композиции, которые принято сравнивать с Джексоном Поллоком. Но вряд ли такое сравнение здесь уместно: все сюжеты и темы в работах Чубарова — глубоко личные, связанные с воспоминаниями его детства в башкирском селе и с философским восприятием мира. То же самое относится и к пластическому языку его произведений.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+