18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Падение на рынке искусства и способы его исправить

На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна

Компания Deloitte занимается анализом спроса на искусство и его инвестиционной привлекательности и ежегодно в сотрудничестве с Art Tactic выпускает Art & Finance Report. Свежий отчет был представлен на конференции в Монако, медиапартнером которой стала международная сеть The Art Newspaper.

Трудно назвать выводы, сделанные в отчете, однозначно оптимистичными или пессимистичными. По традиции они базируются на особенностях потребления искусства богатыми и сверхбогатыми людьми (в частности, HNWI — персонами, чьи финансовые активы превышают $1 млн). За десять лет, с 2008 по 2018 год, капитал, сосредоточенный в руках этих людей, вырос вдвое (с $32,8 трлн до $68,1 трлн). Оборот на арт-рынке за тот же период увеличился всего лишь на 9%. О чем это говорит? Что богатые не хотят покупать искусство — или что основные коллекции современности уже сложились и расставаться со своими шедеврами никто не намерен? Кстати, к 2018 году в руках сверхбогатых было искусства на $1,742 трлн. И притом менее 20% коллекционеров говорили о том, что сосредоточены на инвестиционных качествах искусства, которым владеют.

Похоже, что годовой оборот искусства в 2019 году (как минимум оборот аукционов, данные которых используются в отчете) будет меньше, чем в 2018-м: упали продажи модернистов и импрессионистов, китайского и другого азиатского искусства. Зато послевоенное и современное искусство по-прежнему прекрасно продается, и общее настроение опрошенные составителями отчета коллекционеры и профессионалы рынка описали как «позитивное». Почти на 10% по сравнению с прошлым годом выросли продажи искусства онлайн.

Одним из самых острых вопросов из обсуждаемых на конференции Deloitte была проблема прозрачности на арт-рынке и необходимость регулирования на нем. Применение к торговле искусством Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег (принятой летом нынешнего года) вызывает неоднозначную реакцию профессионалов, поскольку необходимость проверять личность клиента и источник происхождения его средств создает дополнительные бюрократические сложности для многих арт-дилеров и галерей. Зато в вопросе о регулировании рынка и коллекционеры, и профессионалы, работающие с искусством, едины: вмешательство государства здесь не требуется.

Такое же единство вызывает и необходимость сделать прозрачной историю создания, передвижения и владения предметом искусства (провенанс). Ведь именно сомнения в подлинности — главное, что удерживает многих от покупок. И основное средство — это современные технологии, в частности блокчейн. В Deloitte уже разработали прототип суперплатформы, которая может объединить всех членов художественной «экосистемы» — инвесторов, продавцов, художников, органы сертификации — в одну сеть и обеспечить прозрачность инвестиций.

Но и это не все, на что способны новые технологии. Инна Баженова, коллекционер, издатель The Art Newspaper, в своем докладе рассказала о новой платформе The Art Exchange, инициатором создания которой она стала. Платформа позволит владельцам эффективно секьюритизировать (обеспечить финансирование путем выпуска ценных бумаг) свои произведения искусства с использованием технологии токенов, заменителей ценных бумаг в цифровом мире. Таким образом, права собственности могут быть оцифрованы и становятся доступными для продажи и покупки более широкой группе потенциальных покупателей, от профессионалов рынка до абсолютных новичков.

«Каждое отдельное произведение искусства будет в цифровой форме разделено на части — токены, — рассказала Инна Баженова. — Индивидуальные инвесторы смогут покупать доли в дорогостоящих произведениях искусства всего за $100 и

извлекать прибыль из повышения их рыночной стоимости. Сами же работы при этом могут не покидать хранилищ или выставочных залов в Лондоне и Швейцарии». Уникальной особенностью платформы The Art Exchange будет введение ряда производных финансовых продуктов, связанных с произведениями искусства. Это сделает рынок более прозрачным, эффективным и доступным и поможет еще больше сократить разрыв между миром искусства и миром финансов.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+