18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как библиотекарю собрать коллекцию?

№77
Материал из газеты

Сегодняшним коллекционерам скромного достатка остается только мечтать об условиях, в которых собирала свою коллекцию чета Фогелей

По-видимому, та эпоха ушла безвозвратно. Супруги Дороти (р. 1935) и Герберт Фогель (1922–2012), библиотекарь и почтовый служащий из Нью-Йорка, больше полувека покупали произведения искусства, до отказа забивая ими свою скромную однокомнатную квартиру на Манхэттене. Собирая искусство для собственного удовольствия, а не в качестве инвестиции, в итоге они стали обладателями более 4 тыс. работ таких концептуалистов и минималистов, как Карл Андре, Дональд Джадд и Сол Левитт. Свое собрание, по большей части состоящее из произведений на бумаге, они передали в дар Национальной художественной галерее в Вашингтоне и другим американским музеям. «Мы выбирали доступные по цене вещи, которые могли поместиться в нашу квартиру», — объяснял Герберт Фогель в интервью газете Daily Telegraph в 2008 году.

Но могут ли наемные работники сравнительно скромного достатка стать серьезными коллекционерами сегодня, в эпоху растущего неравенства доходов, когда богатые рассматривают искусство, в первую очередь современное, как альтернативный класс активов, способствуя взвинчиванию галерейных и аукционных цен и опустошению среднего сегмента рынка?

«Даже если такие люди и существуют, то я их не встречал, — говорит Дуглас Валла, основатель нью-йоркской галереи современного искусства Kent Fine Art. — Зона входа в рынок молодых художников, где уровень цен, по идее, должен быть доступным, по большей части захвачена спекулянтами». Галерист добавляет, что сам он сейчас в основном сосредоточился на «цветных художниках, которых долгое время обходили вниманием, и на заслуженных художницах старшего поколения, главная цель — прибыль».

В июне на лондонских торгах Christie’s дилер Хосе Муграби из Нью-Йорка купил коллаж из ткани и масла молодой афроамериканской художницы Тшабалалы Селф за £371,25 тыс., более чем в шесть раз дороже верхнего эстимейта. Эта продажа не только установила новый ценовой рекорд Селф, но и послужила примером того, как крупная прибыль достигается быстрой перепродажей произведений модных художников. Сейчас за новыми работами Селф выстроилась длинная очередь, а на стенде лондонского дилера Pilar Corrias на Art Basel одна из ее вещей была продана за $60–80 тыс.

Смешно и подумать, что в наши дни семья почтового служащего и библиотекаря могла бы увлекаться коллекционированием. И дело не только в том, что перегретый рынок современного искусства страдает от нехватки коллекционеров из среднего класса и так называемых белых воротничков.

«Раньше значительную часть моей клиентуры составляли врачи, дантисты и ветеринары, — говорит дилер из Нью-Йорка Мишель Бейни, с 1987 года возглавляющая галерею, которая специализируется на фарфоре XVIII–XIX веков из Англии и континентальной Европы. — Теперь же это в основном люди, занимающиеся финансами или недвижимостью. Все изменилось».

Несмотря на то что фарфор XVIII века сейчас не в моде у коллекционеров, а потому в целом дешевле, чем искусство XXI века, для многих качественные вещи в ценовом диапазоне между $5 тыс. и $10 тыс. все равно остаются недоступными. «Люди с удовольствием занимались бы коллекционированием, если бы позволяли экономические условия», — считает Бейни.

По данным отчета «Под давлением: стесненный средний класс», опубликованного в мае базирующейся в Париже Организацией экономического сотрудничества и развития, «за последние 30 лет доход домохозяйств среднего достатка рос медленно, а в некоторых странах даже стагнировал». Вдобавок «стоимость жизни для среднего класса стала значительно выше, поскольку стоимость таких базовых товаров и услуг, как жилье, растет быстрее доходов», — говорится в отчете.

Экономическое давление сказалось на всех секторах торговли искусством и антиквариатом. «Рынок пережил очень сильный удар в 2008–2009 годах», — считает Джулия Бостон, основательница Julia Boston Antiques, одного из немногих антикварных магазинов, по-прежнему работающих на Кингс-роуд в Западном Лондоне. «Я приняла решение заниматься более дорогими предметами. Богатых не задевает рецессия. Рынок антиквариата очень сильно сократился. Средний сегмент практически вымер», — говорит антиквар, специализирующаяся на французских предметах интерьера XVIII–XIX веков в ценовом диапазоне от £1 тыс. до £100 тыс.

Бостон отмечает, что сегодня успешные молодые профессионалы 30–50 лет «тратят деньги на ипотеку и образование», так что у них не остается средств на необязательные дорогие покупки. И их дома, как правило, «очень современны и минималистичны».

Нехватка или отсутствие свободных средств и мода на аскетичные светлые интерьеры — две главные причины того, что сегодняшние «белые воротнички» покупают меньше произведений искусства и предметов коллекционирования. Но и иные культурные факторы играют свою роль. Коллекционирование, как и многие другие стороны жизни XXI века, «финансиализировалось» практически на всех уровнях. Названия таких британских телевизионных шоу, как «Подделка или состояние?», «Деньги на чердаке» и «Загони это!», свидетельствуют о том, что объекты материальной культуры стали восприниматься исключительно в качестве потенциального источника обогащения, а не того, что доставляет в первую очередь радость созерцания, как было у Фогелей.

В результате цены на антиквариат снизились как никогда, по крайней мере на аукционах. «Сейчас в этом секторе появляются прекрасные возможности, — говорит Керри Шрайвз, старший вице-президент бостонского аукционного дома Skinner, который 13 июня провел торги европейской мебели и предметов декоративно-прикладного искусства на 530 лотов. В числе замечательных старинных вещей, проданных гораздо ниже эстимейта, практически по ценам IKEA, были испанский ореховый сундук приблизительно 1700 года ($461) и комод красного дерева в стиле бидермайер ($185).

Но насколько привлекательны такие предложения в культуре, которая, судя по всему, все меньше и меньше интересуется старинными вещами, да и вещами вообще? Шрайвз знает о недавнем исследовании рынка, показавшем, что «миллениалы» с большей охотой тратят деньги на опыт, чем на вещи, и что все большее число профессионалов в возрасте от 30 до 50 лет живет в съемном жилье. «Цены немного снизились», — отмечает она. При этом ее нынешние клиенты покупают не так, как в 1980-е: «Они могут купить какой-то необычный лот, но даже не подумают о том, чтобы купить остальные семь».

Для тех, кто думает в первую очередь об инвестициях, современное искусство по-прежнему остается главной, если не единственной, перспективой. Может ли сегодня коллекционер с всего несколькими тысячами в кармане надеяться пойти по стопам Фогелей? На этом финансовом уровне Gagosian не встретит вас с распростертыми объятиями, но как насчет заслуживающих доверия галерей поменьше, пытающихся разыскивать и поддерживать будущих Дональдов Джаддов и Тшабалал Селф?

К примеру, галерея The Sunday Painter в Южном Лондоне представляет живущую в Нью-Йорке художницу-концептуалистку Кейт Ньюби и скульптора Эмму Харт из Великобритании, которая в 2016 году получила премию для британских художниц Max Mara Prize. Сооснователь галереи Уилл Джарвис говорит, что потенциальных новых клиентов очень много, «но их нужно приобщить к коллекционированию, эта индустрия непрозрачна». Из-за финансового давления, с которым сталкиваются небольшие галереи, по словам Джарвиса, им «приходится бросать силы на охоту за уже состоявшимися коллекционерами». «Привлечение молодых коллекционеров требует времени, а у нас его мало», — сетует он. Хорошей точкой входа для новых коллекционеров, по его мнению, служат тиражные произведения.

Новозеландка Ньюби известна прежде всего своими инсталляциями, но в 2017 году в арт-резиденции в техасском Сан-Антонио она создала серию абстрактных работ в технике мягкого лака «в сотрудничестве» с местной фауной. Офорты отпечатаны тиражом по 10 экземпляров стоимостью $2,5 тыс. каждый. Эти произведения доступны и подойдут к любому интерьеру. Но может ли печатная графика стать выгодным вложением? 

Если тиражные работы и не упадут в цене, шансы на впечатляющую прибыль стремятся к нулю. В этом и заключается принципиальное отличие современных коллекционеров от Фогелей. Последних не волновали инвестиции — они просто хотели жить среди искусства. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+