Художники заняли место собаки Павлова

В Музее науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах проходит научно-художественная акция «Новая антропология»

Музей науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах (Ленинградская область). Фото: «Новая антропология»
Музей науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах (Ленинградская область).
Фото: «Новая антропология»

Пятнадцать российских художников, работающих в области технологического искусства, саунд-арта, медиаарта и фотографии, приняли участие в проекте «Новая антропология» к 170-летию великого физиолога, первого российского лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова. Результатом стала новая экспозиция в Музее науки в Колтушах в Ленинградской области, расположенном на территории первого советского наукограда, где ученый проводил свои знаменитые опыты на собаках.

Историческая планировка и антураж лабораторий полностью сохранены, как и квартира академика Павлова на втором этаже корпуса. Под инсталляции, объекты саунд- и медиаарта отведен первый. Куратор проекта, ведущий координатор музейных конкурсов фонда некоммерческих программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ирина Актуганова и организаторы из Техно-арт-центра отобрали из нескольких десятков заявок самые интересные — 6 из 15 принятых к реализации проектов сделаны вместе с учеными Института физиологии им. И.П.Павлова, 4 созданы благодаря консультациям с его сотрудниками, а еще 5 являются сайт-специфик-инсталляциями.

Проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его можно по предварительной записи. Фото: «Новая антропология»
Проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его можно по предварительной записи.
Фото: «Новая антропология»

В экспозиции представлен, например, совместный проект Тo Bee (можно перевести как «Быть пчелой») двух художниц, Натальи Федоровой и Елены Никоноле, и ученого Татьяны Зачепило из лаборатории генетики высшей нервной деятельности, предлагающий понять язык пчел и их реакцию на различные запахи. Как рассказала Наталья Федорова, запахи груши и апельсина, приятные для человека, у пчел вызывают разную степень тревоги: запах груши заставляет их собираться в группы, аромат апельсина сильно раздражает насекомых и отпугивает их от объекта. «Мы пытаемся перевести способ коммуникации пчел в понятные для человека образы, — говорит художница. — Запахи — это столкновения различных представлений о мире у пчел и человека. И если мы поймем язык пчел на этом уровне, мы сможем сообщать им нужную информацию. Например, о том, что где-то поблизости используются опасные для их жизни гербициды. Или можем пометить сотовую вышку раздражающим их запахом, чтобы они не погибли от электромагнитного излучения».

Научно-художественная акция «Новая антропология». Фото: «Новая антропология»
Научно-художественная акция «Новая антропология».
Фото: «Новая антропология»

Самой внушительной из представленных проектов стала работа петербурженки Людмилы Беловой «Ожидание». Одна ее часть — инсталляция в том самом помещении, куда для опытов приводили собак и где, по замыслу художницы, до сих пор обитают тени собак и лаборантов, работавших с ними. В наушниках звучат голоса людей, рассказывающих о том, как они общались с животными, на кафельных стенах написаны клички первых подопытных собак, а на затененное окно вверху проецируется двигающаяся тень большой собаки. Другая часть проекта — художественная и научная мастерская-лаборатория, из которой в неизвестное пространство выходит полупрозрачная дверь. За ней — будущее и науки, и всего человечества, но вход туда закрыт, и увидеть свое будущее невозможно — можно лишь уловить бледную тень антропоморфного существа, иногда возникающую в проеме.

Научно-художественная акция «Новая антропология». Фото: «Новая антропология»
Научно-художественная акция «Новая антропология».
Фото: «Новая антропология»

«Меня до слез тронул проект Люды Беловой, — говорит Олеся Туркина, искусствовед и куратор, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея. — Голоса сотрудников, пустота, отсутствие человека и тень собаки вызывают щемящее чувство, потому что человек должен сочувствовать живому существу. Возможно, это место очень важно именно для этого — чтобы пережить сострадание и сочувствие».

Художник Юрий Дидевич и ученый Дарья Подвигина из группы физиологии сенсорных систем приматов создали проект «Кибернетическая обезьяна». Они записали большое количество электроэнцефалограмм, загрузили их в компьютерные нейронные сети, и теперь посетители музея могут через компьютерную программу пообщаться с виртуальной обезьяной.

Научно-художественная акция «Новая антропология». Фото: «Новая антропология»
Научно-художественная акция «Новая антропология».
Фото: «Новая антропология»

Московская художница Анастасия Алехина, работающая в технологических жанрах искусства на пересечении разных дисциплин, предложила проект «Кожно-оптическое восприятие», в основе которого лежат исследования академика Алексея Леонтьева о возможности возникновения у человека «кожного зрения». Алехина предлагает зрителям посмотреть на мир через собственные пальцы, на каждый из которых надета миниатюрная видеокамера.

Как рассказала Ирина Гавриленко, замдиректора по развитию Института физиологии, проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его может любой желающий по предварительной записи. В будущем институт рассчитывает на продолжение сотрудничества с художниками. «Это наш первый опыт работы с художниками, мы его будем осмысливать и анализировать, — говорит Гавриленко. — Многие годы наш институт был закрытым учреждением, а эта программа заставила нас открыть свои двери широкой публике. И то, что мы сейчас включаемся в художественно-просветительскую деятельность, очень хорошо».

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
7
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+