18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники заняли место собаки Павлова

В Музее науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах проходит научно-художественная акция «Новая антропология»

Пятнадцать российских художников, работающих в области технологического искусства, саунд-арта, медиаарта и фотографии, приняли участие в проекте «Новая антропология» к 170-летию великого физиолога, первого российского лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова. Результатом стала новая экспозиция в Музее науки в Колтушах в Ленинградской области, расположенном на территории первого советского наукограда, где ученый проводил свои знаменитые опыты на собаках.

Историческая планировка и антураж лабораторий полностью сохранены, как и квартира академика Павлова на втором этаже корпуса. Под инсталляции, объекты саунд- и медиаарта отведен первый. Куратор проекта, ведущий координатор музейных конкурсов фонда некоммерческих программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ирина Актуганова и организаторы из Техно-арт-центра отобрали из нескольких десятков заявок самые интересные — 6 из 15 принятых к реализации проектов сделаны вместе с учеными Института физиологии им. И.П.Павлова, 4 созданы благодаря консультациям с его сотрудниками, а еще 5 являются сайт-специфик-инсталляциями.

В экспозиции представлен, например, совместный проект Тo Bee (можно перевести как «Быть пчелой») двух художниц, Натальи Федоровой и Елены Никоноле, и ученого Татьяны Зачепило из лаборатории генетики высшей нервной деятельности, предлагающий понять язык пчел и их реакцию на различные запахи. Как рассказала Наталья Федорова, запахи груши и апельсина, приятные для человека, у пчел вызывают разную степень тревоги: запах груши заставляет их собираться в группы, аромат апельсина сильно раздражает насекомых и отпугивает их от объекта. «Мы пытаемся перевести способ коммуникации пчел в понятные для человека образы, — говорит художница. — Запахи — это столкновения различных представлений о мире у пчел и человека. И если мы поймем язык пчел на этом уровне, мы сможем сообщать им нужную информацию. Например, о том, что где-то поблизости используются опасные для их жизни гербициды. Или можем пометить сотовую вышку раздражающим их запахом, чтобы они не погибли от электромагнитного излучения».

Самой внушительной из представленных проектов стала работа петербурженки Людмилы Беловой «Ожидание». Одна ее часть — инсталляция в том самом помещении, куда для опытов приводили собак и где, по замыслу художницы, до сих пор обитают тени собак и лаборантов, работавших с ними. В наушниках звучат голоса людей, рассказывающих о том, как они общались с животными, на кафельных стенах написаны клички первых подопытных собак, а на затененное окно вверху проецируется двигающаяся тень большой собаки. Другая часть проекта — художественная и научная мастерская-лаборатория, из которой в неизвестное пространство выходит полупрозрачная дверь. За ней — будущее и науки, и всего человечества, но вход туда закрыт, и увидеть свое будущее невозможно — можно лишь уловить бледную тень антропоморфного существа, иногда возникающую в проеме.

«Меня до слез тронул проект Люды Беловой, — говорит Олеся Туркина, искусствовед и куратор, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея. — Голоса сотрудников, пустота, отсутствие человека и тень собаки вызывают щемящее чувство, потому что человек должен сочувствовать живому существу. Возможно, это место очень важно именно для этого — чтобы пережить сострадание и сочувствие».

Художник Юрий Дидевич и ученый Дарья Подвигина из группы физиологии сенсорных систем приматов создали проект «Кибернетическая обезьяна». Они записали большое количество электроэнцефалограмм, загрузили их в компьютерные нейронные сети, и теперь посетители музея могут через компьютерную программу пообщаться с виртуальной обезьяной.

Московская художница Анастасия Алехина, работающая в технологических жанрах искусства на пересечении разных дисциплин, предложила проект «Кожно-оптическое восприятие», в основе которого лежат исследования академика Алексея Леонтьева о возможности возникновения у человека «кожного зрения». Алехина предлагает зрителям посмотреть на мир через собственные пальцы, на каждый из которых надета миниатюрная видеокамера.

Как рассказала Ирина Гавриленко, замдиректора по развитию Института физиологии, проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его может любой желающий по предварительной записи. В будущем институт рассчитывает на продолжение сотрудничества с художниками. «Это наш первый опыт работы с художниками, мы его будем осмысливать и анализировать, — говорит Гавриленко. — Многие годы наш институт был закрытым учреждением, а эта программа заставила нас открыть свои двери широкой публике. И то, что мы сейчас включаемся в художественно-просветительскую деятельность, очень хорошо».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+