18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники заняли место собаки Павлова

В Музее науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах проходит научно-художественная акция «Новая антропология»

Музей науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах (Ленинградская область). Фото: «Новая антропология»
Музей науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах (Ленинградская область).
Фото: «Новая антропология»

Пятнадцать российских художников, работающих в области технологического искусства, саунд-арта, медиаарта и фотографии, приняли участие в проекте «Новая антропология» к 170-летию великого физиолога, первого российского лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова. Результатом стала новая экспозиция в Музее науки в Колтушах в Ленинградской области, расположенном на территории первого советского наукограда, где ученый проводил свои знаменитые опыты на собаках.

Историческая планировка и антураж лабораторий полностью сохранены, как и квартира академика Павлова на втором этаже корпуса. Под инсталляции, объекты саунд- и медиаарта отведен первый. Куратор проекта, ведущий координатор музейных конкурсов фонда некоммерческих программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ирина Актуганова и организаторы из Техно-арт-центра отобрали из нескольких десятков заявок самые интересные — 6 из 15 принятых к реализации проектов сделаны вместе с учеными Института физиологии им. И.П.Павлова, 4 созданы благодаря консультациям с его сотрудниками, а еще 5 являются сайт-специфик-инсталляциями.

Проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его можно по предварительной записи. Фото: «Новая антропология»
Проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его можно по предварительной записи.
Фото: «Новая антропология»

В экспозиции представлен, например, совместный проект Тo Bee (можно перевести как «Быть пчелой») двух художниц, Натальи Федоровой и Елены Никоноле, и ученого Татьяны Зачепило из лаборатории генетики высшей нервной деятельности, предлагающий понять язык пчел и их реакцию на различные запахи. Как рассказала Наталья Федорова, запахи груши и апельсина, приятные для человека, у пчел вызывают разную степень тревоги: запах груши заставляет их собираться в группы, аромат апельсина сильно раздражает насекомых и отпугивает их от объекта. «Мы пытаемся перевести способ коммуникации пчел в понятные для человека образы, — говорит художница. — Запахи — это столкновения различных представлений о мире у пчел и человека. И если мы поймем язык пчел на этом уровне, мы сможем сообщать им нужную информацию. Например, о том, что где-то поблизости используются опасные для их жизни гербициды. Или можем пометить сотовую вышку раздражающим их запахом, чтобы они не погибли от электромагнитного излучения».

Научно-художественная акция «Новая антропология». Фото: «Новая антропология»
Научно-художественная акция «Новая антропология».
Фото: «Новая антропология»

Самой внушительной из представленных проектов стала работа петербурженки Людмилы Беловой «Ожидание». Одна ее часть — инсталляция в том самом помещении, куда для опытов приводили собак и где, по замыслу художницы, до сих пор обитают тени собак и лаборантов, работавших с ними. В наушниках звучат голоса людей, рассказывающих о том, как они общались с животными, на кафельных стенах написаны клички первых подопытных собак, а на затененное окно вверху проецируется двигающаяся тень большой собаки. Другая часть проекта — художественная и научная мастерская-лаборатория, из которой в неизвестное пространство выходит полупрозрачная дверь. За ней — будущее и науки, и всего человечества, но вход туда закрыт, и увидеть свое будущее невозможно — можно лишь уловить бледную тень антропоморфного существа, иногда возникающую в проеме.

Научно-художественная акция «Новая антропология». Фото: «Новая антропология»
Научно-художественная акция «Новая антропология».
Фото: «Новая антропология»

«Меня до слез тронул проект Люды Беловой, — говорит Олеся Туркина, искусствовед и куратор, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея. — Голоса сотрудников, пустота, отсутствие человека и тень собаки вызывают щемящее чувство, потому что человек должен сочувствовать живому существу. Возможно, это место очень важно именно для этого — чтобы пережить сострадание и сочувствие».

Художник Юрий Дидевич и ученый Дарья Подвигина из группы физиологии сенсорных систем приматов создали проект «Кибернетическая обезьяна». Они записали большое количество электроэнцефалограмм, загрузили их в компьютерные нейронные сети, и теперь посетители музея могут через компьютерную программу пообщаться с виртуальной обезьяной.

Научно-художественная акция «Новая антропология». Фото: «Новая антропология»
Научно-художественная акция «Новая антропология».
Фото: «Новая антропология»

Московская художница Анастасия Алехина, работающая в технологических жанрах искусства на пересечении разных дисциплин, предложила проект «Кожно-оптическое восприятие», в основе которого лежат исследования академика Алексея Леонтьева о возможности возникновения у человека «кожного зрения». Алехина предлагает зрителям посмотреть на мир через собственные пальцы, на каждый из которых надета миниатюрная видеокамера.

Как рассказала Ирина Гавриленко, замдиректора по развитию Института физиологии, проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его может любой желающий по предварительной записи. В будущем институт рассчитывает на продолжение сотрудничества с художниками. «Это наш первый опыт работы с художниками, мы его будем осмысливать и анализировать, — говорит Гавриленко. — Многие годы наш институт был закрытым учреждением, а эта программа заставила нас открыть свои двери широкой публике. И то, что мы сейчас включаемся в художественно-просветительскую деятельность, очень хорошо».

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
5
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
6
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+