Картина Бэнкси установила новый рекорд на Sotheby’

Карикатура на британский парламент ушла с молотка за £9,9 млн на вечерних торгах современного искусства в Лондоне

«Деградировавший парламент» Бэнкси на презентации в галерее Sotheby's 27 сентября. Картина продана за £9,9 млн. Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС
«Деградировавший парламент» Бэнкси на презентации в галерее Sotheby's 27 сентября. Картина продана за £9,9 млн.
Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС

В торгах за монументальную работу Бэнкси участвовали по меньшей мере десять покупателей, и в результате за 13 минут цена на картину выросла до £8,5 млн (с учетом комиссии Sotheby’s итоговая цена составила £9,9 млн — это $12,1 млн) при эстимейте £1,5–2 млн. Новый владелец пожелал сохранить анонимность и участвовал в аукционе не лично, а через одного из сотрудников Sotheby’s — главу отдела продаж аукционного дома Эмму Бейкер. Теперь это самая дорогая работа художника — предыдущий аукционный рекорд цены на его произведение не превышал $1,8 млн (именно за такую сумму картину Keep It Spotless в 2008 году продали на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке).

Изображение палаты общин — нижней палаты британского парламента, заполненной шимпанзе, было создано Бэнкси в 2009 году специально к его выставке в Бристоле, тогда оно было показано под названием «Вопрос времени». С тех пор художник внес в картину кое-какие изменения и поменял ее название на Devolved Parliament, что можно перевести и как «Деградировавший парламент», и как «Переданный парламент» (во втором случае это чисто юридический термин, который обозначает передачу части функций британского парламента законодательным органам автономных частей Соединенного Королевства, например Шотландии или Уэльса). Вероятно, около десяти лет картина, самая большая станковая работа в творчестве Бэнкси на данный момент, находилась в частной коллекции и недавно, в марте 2019 года, была вновь выставлена в бристольском музее (отмечая годовщину знаменитой выставки Бэнкси там и одновременно указывая на возрастающую актуальность сюжета в связи с приближающимся Brexit).

Скорее всего, владелец принял решение продать картину из-за резкого роста цен и интереса коллекционеров к творчеству Бэнкси после того, как год назад на аналогичных торгах послевоенного и современного искусства Sotheby’s его «Девочка с воздушным шаром» (2002) начала самоуничтожаться с помощью встроенного в раму шредера, активированного пультом дистанционного управления в том же торговом зале. Она была продана несколькими секундами ранее за £1,04 млн. Спустя неделю организация Pest Control, которая занимается подтверждением подлинности и продажей работ от имени художника, официально признала изрезанное шредером в лапшу изображение новым произведением Бэнкси с новым названием «Любовь в мусорном ведре» (2018).

Сразу после завершения торгов вчера вечером анонимный художник (неизвестно, кто именно — один человек или группа — скрывается под псевдонимом Бэнкси) опубликовал в своем аккаунте в Instagram пост, где процитировал искусствоведа Роберта Хьюза: «Искусство призвано позволять нам ощущать себя более четко и разумно. Оно должно дарить нам последовательные переживания, которые никак иначе мы испытать не можем. Однако теперь цена произведения искусства стала частью его функции, его новая задача — висеть на стене и становиться дороже… Предположим, что каждая сколько-нибудь важная книга в мире стоила бы $1 млн — представьте, какой катастрофический эффект это может оказать на культуру». Бэнкси добавил от себя: «Новый рекорд цены на картину Бэнкси установлен сегодня вечером на аукционе. Жаль, что она мне до сих пор не принадлежит».

Бэнкси известен своими левыми взглядами и неоднократно негативно высказывался о современном арт-рынке, который превращает искусство в еще один сегмент глобальной экономики потребления. Однако каждая следующая акция художника лишь способствует росту цен на его произведения, что позволяет критикам говорить от двусмысленности его позиции и называть его гением маркетинга. Так, буквально пару дней назад Бэнкси открыл шоурум в пустующем торговом помещении в Кройдоне на юге Лондона. По этому поводу он также написал интригующий пост в Instagram: «Открываю магазин сегодня (хотя двери на самом деле не открываются)». Как выяснилось, зайти в магазин и приобрести что-то из его произведений там нельзя, но в течение двух недель их можно разглядывать в витрине нового «магазина», а потом появится возможность заказать их онлайн.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+