Картина Бэнкси установила новый рекорд на Sotheby’

Карикатура на британский парламент ушла с молотка за £9,9 млн на вечерних торгах современного искусства в Лондоне

«Деградировавший парламент» Бэнкси на презентации в галерее Sotheby's 27 сентября. Картина продана за £9,9 млн. Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС
«Деградировавший парламент» Бэнкси на презентации в галерее Sotheby's 27 сентября. Картина продана за £9,9 млн.
Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС

В торгах за монументальную работу Бэнкси участвовали по меньшей мере десять покупателей, и в результате за 13 минут цена на картину выросла до £8,5 млн (с учетом комиссии Sotheby’s итоговая цена составила £9,9 млн — это $12,1 млн) при эстимейте £1,5–2 млн. Новый владелец пожелал сохранить анонимность и участвовал в аукционе не лично, а через одного из сотрудников Sotheby’s — главу отдела продаж аукционного дома Эмму Бейкер. Теперь это самая дорогая работа художника — предыдущий аукционный рекорд цены на его произведение не превышал $1,8 млн (именно за такую сумму картину Keep It Spotless в 2008 году продали на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке).

Изображение палаты общин — нижней палаты британского парламента, заполненной шимпанзе, было создано Бэнкси в 2009 году специально к его выставке в Бристоле, тогда оно было показано под названием «Вопрос времени». С тех пор художник внес в картину кое-какие изменения и поменял ее название на Devolved Parliament, что можно перевести и как «Деградировавший парламент», и как «Переданный парламент» (во втором случае это чисто юридический термин, который обозначает передачу части функций британского парламента законодательным органам автономных частей Соединенного Королевства, например Шотландии или Уэльса). Вероятно, около десяти лет картина, самая большая станковая работа в творчестве Бэнкси на данный момент, находилась в частной коллекции и недавно, в марте 2019 года, была вновь выставлена в бристольском музее (отмечая годовщину знаменитой выставки Бэнкси там и одновременно указывая на возрастающую актуальность сюжета в связи с приближающимся Brexit).

Скорее всего, владелец принял решение продать картину из-за резкого роста цен и интереса коллекционеров к творчеству Бэнкси после того, как год назад на аналогичных торгах послевоенного и современного искусства Sotheby’s его «Девочка с воздушным шаром» (2002) начала самоуничтожаться с помощью встроенного в раму шредера, активированного пультом дистанционного управления в том же торговом зале. Она была продана несколькими секундами ранее за £1,04 млн. Спустя неделю организация Pest Control, которая занимается подтверждением подлинности и продажей работ от имени художника, официально признала изрезанное шредером в лапшу изображение новым произведением Бэнкси с новым названием «Любовь в мусорном ведре» (2018).

Сразу после завершения торгов вчера вечером анонимный художник (неизвестно, кто именно — один человек или группа — скрывается под псевдонимом Бэнкси) опубликовал в своем аккаунте в Instagram пост, где процитировал искусствоведа Роберта Хьюза: «Искусство призвано позволять нам ощущать себя более четко и разумно. Оно должно дарить нам последовательные переживания, которые никак иначе мы испытать не можем. Однако теперь цена произведения искусства стала частью его функции, его новая задача — висеть на стене и становиться дороже… Предположим, что каждая сколько-нибудь важная книга в мире стоила бы $1 млн — представьте, какой катастрофический эффект это может оказать на культуру». Бэнкси добавил от себя: «Новый рекорд цены на картину Бэнкси установлен сегодня вечером на аукционе. Жаль, что она мне до сих пор не принадлежит».

Бэнкси известен своими левыми взглядами и неоднократно негативно высказывался о современном арт-рынке, который превращает искусство в еще один сегмент глобальной экономики потребления. Однако каждая следующая акция художника лишь способствует росту цен на его произведения, что позволяет критикам говорить от двусмысленности его позиции и называть его гением маркетинга. Так, буквально пару дней назад Бэнкси открыл шоурум в пустующем торговом помещении в Кройдоне на юге Лондона. По этому поводу он также написал интригующий пост в Instagram: «Открываю магазин сегодня (хотя двери на самом деле не открываются)». Как выяснилось, зайти в магазин и приобрести что-то из его произведений там нельзя, но в течение двух недель их можно разглядывать в витрине нового «магазина», а потом появится возможность заказать их онлайн.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+