Запретный плод сладок

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Коллекция фарфоровых скульптур «Запретный плод», созданная художницей Крис Антеманн в сотрудничестве с мануфактурой Meissen, приехала в московский «Дом Фарфора»

Крис Антеманн работает над серией «Запретный плод». Фото: Meisse
Крис Антеманн работает над серией «Запретный плод».
Фото: Meisse

Немецкая фарфоровая мануфактура Meissen, известная сложными многофигурными композициями, этим летом привлекала внимание посетителей Эрмитажа. Массивная инсталляция «Запретный плод» стала итогом сотрудничества с художницей-керамистом Крис Антеманн, которая решила переосмыслить декоративно-прикладное наследие Галантного века в духе века XXI. И похоже, блестяще справилась с задачей. Антеманн удалось соединить куртуазность рококо с современной китчевой эротикой. После завершения выставки в Главном штабе замысловатые композиции совершат путешествие из Петербурга в Москву, и в октябре коллекция «Запретный плод» будет эксклюзивно представлена во флагманском магазине «Дом Фарфора» на Ленинском проспекте, 36. 

Скульптура из коллекции «Запретный плод». Фото: Meisse
Скульптура из коллекции «Запретный плод».
Фото: Meisse

Интерес к кринолиновым майсенским сценкам живо подогревает знакомство с многовековой историей мануфактуры. Все началось в саксонском городке Майсен. На дворе начало XVIII века, самый разгар европейской фарфоровой лихорадки. Людовик XIV активно плавит версальское серебро, чтобы скупить побольше диковинного китайского фарфора; саксонский курфюрст Август Сильный подгоняет придворных алхимиков в поисках философского камня и неиссякаемого источника золота, которое можно было бы без остатка спускать на изыски шинуазри. Алхимические эксперименты по добыче золота не увенчались успехом. Бросив эту затею, ученые начали работать над обжигом местной глины в надежде раскрыть секрет китайской керамики. Их попытки привели к созданию красного (яшмового) фарфора. Воодушевленные успехом, они продолжили работу, заменяя в составе виды глины. Оказалось, тот самый белый фарфор, сводивший с ума королей, можно было без особых затрат изготовить, заменив красную глину на белую — каолин. И уже в 1710 году, вскоре после знаменательного открытия, саксонский курфюрст оказался счастливым обладателем первой европейской мануфактуры по производству твердого белого фарфора. Вот только через пару лет секрету производства стало тесно в стенах мануфактуры — он отправился гулять по просторам Европы. И чтобы уберечь неповторимые оригиналы от конкуренции с копиями, наводнившими рынок, майсенские изделия начали клеймить изображением скрещенных мечей — точь-в-точь как на гербе Саксонии.

Скульптура из коллекции «Запретный плод». Фото: Meisse
Скульптура из коллекции «Запретный плод».
Фото: Meisse

Долгое время олицетворением фирменного стиля майсенской мануфактуры были фигурки авторства Иоганна Иоахима Кендлера, который разыгрывал в своих работах кокетливо светские, умиротворенно пасторальные или сдержанно юмористические сценки. А вот в недавнем сотрудничестве с Крис Антеманн мануфактура сделала новый шаг навстречу раскрепощению придворных нравов. Антеманн, давно увлекающаяся керамикой XVIII века, изящно и едко вплетает в наивные целомудренные декорации чувственные и эксцентричные образы. В центре ее творчества — взаимоотношения между женскими и мужскими ролями. Поэтому «Запретный плод» — это, скорее, постмодернистская шутливая мифология, где ирония превалирует над обходительными манерами и галантностью. На пиршестве со всеми атрибутами эпохи рококо не действуют правила этикета. Дамы с оголенной грудью восседают на столах, лавируют на четвереньках между блюдами и равнодушно ерзают на коленках у томных воздыхателей, отвлекаясь на книжки. Похоже, дух раскрепощения успешно проник в фарфоровое детище эпохи Просвещения и неплохо себя чувствует. 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+