Запретный плод сладок

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Коллекция фарфоровых скульптур «Запретный плод», созданная художницей Крис Антеманн в сотрудничестве с мануфактурой Meissen, приехала в московский «Дом Фарфора»

Крис Антеманн работает над серией «Запретный плод». Фото: Meisse
Крис Антеманн работает над серией «Запретный плод».
Фото: Meisse

Немецкая фарфоровая мануфактура Meissen, известная сложными многофигурными композициями, этим летом привлекала внимание посетителей Эрмитажа. Массивная инсталляция «Запретный плод» стала итогом сотрудничества с художницей-керамистом Крис Антеманн, которая решила переосмыслить декоративно-прикладное наследие Галантного века в духе века XXI. И похоже, блестяще справилась с задачей. Антеманн удалось соединить куртуазность рококо с современной китчевой эротикой. После завершения выставки в Главном штабе замысловатые композиции совершат путешествие из Петербурга в Москву, и в октябре коллекция «Запретный плод» будет эксклюзивно представлена во флагманском магазине «Дом Фарфора» на Ленинском проспекте, 36. 

Скульптура из коллекции «Запретный плод». Фото: Meisse
Скульптура из коллекции «Запретный плод».
Фото: Meisse

Интерес к кринолиновым майсенским сценкам живо подогревает знакомство с многовековой историей мануфактуры. Все началось в саксонском городке Майсен. На дворе начало XVIII века, самый разгар европейской фарфоровой лихорадки. Людовик XIV активно плавит версальское серебро, чтобы скупить побольше диковинного китайского фарфора; саксонский курфюрст Август Сильный подгоняет придворных алхимиков в поисках философского камня и неиссякаемого источника золота, которое можно было бы без остатка спускать на изыски шинуазри. Алхимические эксперименты по добыче золота не увенчались успехом. Бросив эту затею, ученые начали работать над обжигом местной глины в надежде раскрыть секрет китайской керамики. Их попытки привели к созданию красного (яшмового) фарфора. Воодушевленные успехом, они продолжили работу, заменяя в составе виды глины. Оказалось, тот самый белый фарфор, сводивший с ума королей, можно было без особых затрат изготовить, заменив красную глину на белую — каолин. И уже в 1710 году, вскоре после знаменательного открытия, саксонский курфюрст оказался счастливым обладателем первой европейской мануфактуры по производству твердого белого фарфора. Вот только через пару лет секрету производства стало тесно в стенах мануфактуры — он отправился гулять по просторам Европы. И чтобы уберечь неповторимые оригиналы от конкуренции с копиями, наводнившими рынок, майсенские изделия начали клеймить изображением скрещенных мечей — точь-в-точь как на гербе Саксонии.

Скульптура из коллекции «Запретный плод». Фото: Meisse
Скульптура из коллекции «Запретный плод».
Фото: Meisse

Долгое время олицетворением фирменного стиля майсенской мануфактуры были фигурки авторства Иоганна Иоахима Кендлера, который разыгрывал в своих работах кокетливо светские, умиротворенно пасторальные или сдержанно юмористические сценки. А вот в недавнем сотрудничестве с Крис Антеманн мануфактура сделала новый шаг навстречу раскрепощению придворных нравов. Антеманн, давно увлекающаяся керамикой XVIII века, изящно и едко вплетает в наивные целомудренные декорации чувственные и эксцентричные образы. В центре ее творчества — взаимоотношения между женскими и мужскими ролями. Поэтому «Запретный плод» — это, скорее, постмодернистская шутливая мифология, где ирония превалирует над обходительными манерами и галантностью. На пиршестве со всеми атрибутами эпохи рококо не действуют правила этикета. Дамы с оголенной грудью восседают на столах, лавируют на четвереньках между блюдами и равнодушно ерзают на коленках у томных воздыхателей, отвлекаясь на книжки. Похоже, дух раскрепощения успешно проник в фарфоровое детище эпохи Просвещения и неплохо себя чувствует. 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+