18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возрождение Нотр-Дама: дерево, свинец и роботы

Рассказываем о том, как восстанавливают собор Парижской Богоматери, пострадавший от разрушительного пожара пять месяцев назад

Архитектор, руководитель Центра всемирного наследия ЮНЕСКО (2000–2010), заместитель генерального директора ЮНЕСКО по культуре (2010–2018) Франческо Бандарин поделился последними данными о реставрации собора Норт-Дам де Пари и рассказал о том, что ждет его в будущем.

Крыша

Пока не закончено строительство новой временной крыши, неф затянули полотном. Внутри нефа повесили защитную сетку на тот случай, если оставшиеся части крыши начнут обваливаться. Статую Богоматери сняли, а над главным алтарем со знаменитой барочной скульптурной группой, изображающей обет короля Людовика XIII, возвели защитную конструкцию.

Кладка

Разбором и вывозом огромного количества обломков, заваливших неф (камни, обгоревшее дерево, куски кровли и так далее), занимаются роботы, так как людям запрещено входить внутрь из-за угрозы обрушения сводов. Этот этап работ уже почти завершен. Фрагменты собора сохранят для обследования и повторного использования.

Витражи

Верхние витражи нефа и апсиды демонтировали в целях безопасности, а образовавшиеся проемы закрыли, чтобы защитить собор от осадков. Нижние витражи и окна-розы трансептов пока что оставили на месте.

Стабилизация здания

Серьезные опасения по-прежнему вызывают своды: часть их кладки обвалилась, и в какой-то момент их нужно будет перестроить. Все контрфорсы укрепили при помощи деревянных рам, чтобы минимизировать риск повреждения несущих стен собора. Над сводами установили ряд 18-метровых деревянных перекладин, чтобы построить платформу для исследования их состояния и будущей реконструкции. Северный, западный и южный фронтоны укрепили при помощи деревянных конструкций-подпорок. Галерею химер на южной башне обезопасили и закрепили на стропах. Две внутренние колонны собора, пострадавшие при пожаре, также укрепили.

Загрязнение свинцом

Пожар полностью уничтожил свинцовое покрытие крыши Нотр-Дама общим весом 430 т. Часть пластин упала внутрь собора, часть расплавилась по стенам, а часть превратилась в пыль и вместе с густым облаком дыма разнеслась по ветру над западной частью Парижа. Из-за опасений, вызванных возможным заражением свинцом, власти были вынуждены приостановить работы почти на весь август. Для защиты здоровья рабочих ввели впечатляющие меры безопасности, включая особый порядок доступа к собору, маски, защитные костюмы и душ. Сейчас ведется измерение уровня загрязнения на прилегающей к собору территории и в соседних районах города, а также оценка потенциального риска для здоровья людей.

Финансирование

На реставрацию памятника ЮНЕСКО требуются значительные средства. К сегодняшнему дню Фонд Нотр-Дама получил пожертвования и обещания пожертвований на общую сумму €380 млн, в том числе €36 млн от 46 тыс. частных лиц, 60 компаний и 29 французских и зарубежных государственных учреждений. Стало известно, что обещанные главой холдинга LVMH, основателем Фонда Louis Vuitton Бернаром Арно и владельцем аукционного дома Christie’s, венецианских Палаццо Грасси и Пунта делла Догана Франсуа Пино €200 млн и €100 млн будут выплачиваться поэтапно. В качестве крупнейших спонсоров оба миллиардера войдут в состав учрежденной министром культуры Франции Франком Ристером контрольной комиссии, которая будет следить за выполнением реставрационного проекта.

Что дальше?

Прежде всего необходимо демонтировать массивные металлические леса, установленные еще до пожара для реставрации шпиля. Это трудная и опасная задача, поскольку конструкции сильно пострадали в огне. После их снятия построят новую временную крышу, которая прослужит до окончания реставрации.  

Будет установлена защита сидений на хорах. Наконец, под сводами разместят деревянную платформу, чтобы провести оценку их устойчивости и решить, что делать дальше: реконструировать или заменять. Этот этап планируют завершить к лету 2020 года.

На данный момент все работы ведутся под руководством главного архитектора Нотр-Дама. Он координирует деятельность специализированных строительных фирм, часть из которых была приглашена специально на этот проект, а часть в срочном порядке перевели с других объектов. Это временная схема, действующая до тех пор, пока не начнет работу новое ведомство, учрежденное парламентом Франции в июле 2019 года. Оно будет отвечать за все аспекты восстановления собора.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+