18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Ашмола изучил кулинарную сторону жизни погибшего города

№76
Материал из газеты

На выставке «Последняя трапеза в Помпеях» представлено около 300 экспонатов из примыкающих к вулкану археологических комплексов и Национального археологического музея Неаполя, многие из которых впервые покинули Италию

Осенним утром 79 года н.э., когда задрожала земля, а над Везувием поднялось гигантское облако, в скромной помпейской таверне, расположившейся в небольшом винограднике, варили куриный бульон. Но отведать его так никому и не довелось: во время извержения вулкана, уничтожившего Помпеи, содержимое кастрюли полностью выпарилось.

Выставки, посвященные Помпеям, как правило, сфокусированы на ужасе последних часов города. В Музее Ашмола, напротив, решили воспеть жизнь — вином, оливковым маслом, фруктами и овощами с окружавших Помпеи плодородных склонов, рыбным соусом «гарум», козами, кроликами и курами, увековеченными в настенных росписях, блюдами, которыми потчевали гостей на роскошных пирах, простой похлебкой, которую бедняки покупали на улицах, пищей, которую подносили богам или отправляли в загробный мир вместе с усопшими.

На выставке около 300 экспонатов из Национального археологического музея Неаполя и примыкающих к вулкану археологических комплексов, многие из которых впервые покинули Италию. В их числе не только скульптура, фрески, мозаики, но и трогательно обыденные артефакты, как обуглившаяся буханка хлеба, посаженная в печь в то последнее утро, бутылка загустевшего оливкового масла с едва различимым травяным ароматом. Даже куриные кости в бронзовом котелке, с которого реставратор Музея Ашмола Александра Болдуин скальпелем снимала крошечные хлопья ржавчины. Он прибыл из Неаполя вместе с другой кухонной утварью, обнаруженной в таверне с прилавком для продажи еды навынос. Бережная расчистка показала, что эта посуда, по-видимому, попала в таверну с кухни какого-то богатого дома. На части из них обнаружились дыры, заделанные свинцом или металлическими заплатками, а крышка одной из кастрюль с гвоздем вместо ручки была изготовлена из грубо обрезанного куска другой посудины.

Понятно, что где пиршества, там и злоупотребление количеством съеденного и выпитого с неизбежными его последствиями. Необычная коррозия на одном из сосудов с изящ­ными ручками и выступ на другом, видимо защищавший от брызг, дали основание Болдуин и куратору Полу Робертсу предположить, что это не кубки для вина, как считалось раньше, а ночные горшки, которые рабы подносили пирующим.

«Я всегда хотел сделать такую выставку», — говорит Робертс, чье детство прошло в маленьком английском городке, в таверне его матери, где кастрюли очень напоминали кухонную утварь из Помпей. Он уверен, что такое количество найденных артефактов, связанных с едой, не оставляет шанса утверждению, что к 79 году Помпеи уже были полузаброшенным городом. В день извержения на верхнем этаже местного лупанария (публичного дома) готовили суп из лука и бобов. Робертс с удовольствием рассматривает приехавшую из Неаполя мозаику с изображением осклабившегося скелета с двумя кувшинами вина в руках, когда-то украшавшую пол столовой лупанария. «Все мы умрем, — замечает он, — но перед этим нужно вкусно поесть». 

Музей Ашмола
Последняя трапеза в Помпеях
До 12 января 2020

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+