18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

«Черное золото» Николая Наседкина показывают в Третьяковской галерее

№76
Материал из газеты

Уже более десяти лет художник использует нефтяную суспензию как материал для своих работ

Новый проект Николая Наседкина (р. 1954) включает более 20 его произведений: живопись, графику, панно и объекты. Уже более десяти лет художник использует как материал для своих работ нефтяную суспензию, разработав специальную технику. Сам готовит смесь, заливает ею разложенные на полу листы картона, подвешивает, чтобы она стекала, затем снова раскладывает и наносит мастихином рисунок. 

Но это не просто техника, ноу-хау Наседкина. Нефть как тема зримо и незримо присутствует во всем, что он делает. «В сознании России нефть мифологизирована, и Николай Наседкин в своих работах исследует этот миф», — объясняет куратор выставки Кирилл Светляков. «Нефтяной» черный доминирует во всех работах на выставке: в панно «Пашня», в огромном монументалном объекте «Русская стена. Светопад» в виде черного свитка из металла со светоотражающей поверхностью, в портретах родных и даже в написанном маслом на холсте «Деде Егоре» и в рисунке карандашом «Село Алешки». 

История страны, жизнь и искусство для Наседкина неразделимы, порой даже буквально, когда даже личные вещи, как самые обычные сапоги, могут стать обрамленными в раму арт-объектами. К истории же здесь возвращают панно «Красная Москва» и лагерные портреты Варлама Шаламова. 

Важна для Наседкина и тема памяти. Ей посвящены портреты родных, «Дом», то же «Село Алешки». В них он мысленно возвращается в родное село в Воронежской области, давно покинутое им. А затем едет туда и снимает фильм «Родня»: кадры из него есть на выставке. Вот что рассказывает Наседкин: «Это своего рода ви­деодневник моей поездки к родным. Я писал их портреты и понял, что мало знаю о своих ближайших и тем более дальних родственниках. Поколения два-три назад — и все. Я поехал в места, где родился, и не узнал их. Они заросли травой, камышом, кустарником. Близкие отношения с родными утрачены. Жизнь из этих мест ушла... И вернется ли?»

Государственная Третьяковская галерея
Николай Наседкин. Нефть. Личная история
18 сентября – 10 ноября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+