Даниель Либескинд и Кэрил Энгландер установили инсталляцию у ворот Освенцима

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Цель выставки — сместить акцент с погибших на тех, кому удалось остаться в живых в устроенном нацистами аду

Даниель Либескинд и Кэрил Энгландер. «Через объектив веры». Освенцим. 2019. Фото: Studio LIbeskind-Caryl Englander
Даниель Либескинд и Кэрил Энгландер. «Через объектив веры». Освенцим. 2019.
Фото: Studio LIbeskind-Caryl Englander

Инсталляция у ворот бывшего концентрационного лагеря в Освенциме посвящена выжившим в ужасах Второй мировой войны и тому, как вера поддерживала их в невыносимых условиях нацистской «фабрики смерти». Ежегодно более 2 млн посетителей Освенцима узнают о надзирателях лагеря, совершавших страшные зверства, и их многочисленных жертвах. Голос же оставшихся в живых слышен все реже и реже. Цель выставки «Через объектив веры. Освенцим», открывшейся 1 июля около главных ворот лагеря смерти, — сместить акцент с погибших на тех, кому удалось остаться в живых в устроенном нацистами аду.

Инсталляция под открытым небом спроектирована Даниелем Либескиндом, одним из лидеров современной архитектуры, автором трех еврейских музеев (в Берлине, Копенгагене и Сан-Франциско). Она составлена из 21 стелы с большими цветными портретами выживших в Освенциме. Под портретами, сделанными фотографом Кэрил Энгландер, — выдержки из интервью, в которых герои проекта вспоминают пережитое и то, как им помогла выжить вера. «Освенцим рассказывает о том, что делали с евреями, — мы же говорим об ответной реакции, о чувствах самих жертв. Это смена парадигмы», — объясняет Анри Люстигер-Талер, главный куратор Мемориального музея «Амуд Эш» в Бруклине, автор и инициатор выставки, организованной совместно с Государственным музеем Аушвиц-Биркенау, которая продлится до конца 2020 года.

Концепция выставки выросла из работы Люстигера-Талера. Он вел программу, направленную на включение историй о подпольной жизни евреев в Освенциме в экскурсии гидов. «Думаю, что существует большая предвзятость в отношении религиозного комментария в качестве темы научного исследования», — говорит куратор. Вопреки предположению, что многие евреи после всех злодеяний утратили веру в Бога, исследователь обнаружил, что в лагере сохранялись ежедневные религиозные обряды. В новой инсталляции он акцентирует внимание прежде всего на вопросах о том, как заключенные тайно совершали утренние молитвы, отмечали еврейские праздники и обращались за советами к раввинам.

Даниель Либескинд и Кэрил Энгландер. «Через объектив веры». Освенцим. 2019. Фото: Studio LIbeskind-Caryl Englander
Даниель Либескинд и Кэрил Энгландер. «Через объектив веры». Освенцим. 2019.
Фото: Studio LIbeskind-Caryl Englander

«Оглядываясь назад, я, верующий человек, спрашиваю себя сегодня: как я пережил это? Я решил, что мой конфликт не с Богом, а с человеком... Вера — единственное, что нам оставалось», — рассказывает Ирвинг Рот, попавший в Освенцим в 14 лет.

Энгландер, председатель совета Международного центра фотографии в Нью-Йорке, член совета по приобретению фотографий для Музея Гуггенхайма, решила нарушить традицию мрачных портретов и сняла выживших в концлагере в цвете и в домашней обстановке. «Они чувствуют, что выжили не просто так, — говорит фотограф, выросшая в семье ортодоксальных евреев. — Несколько человек признались, что не рассказывали свои истории после того, как их освободили. Когда другие спрашивают, почему же они не потеряли веру, они считают, что их осуждают или стыдят». Кэрил и ее муж, миллиардер Исраель Энгландер, известны и как благотворители, пожертвовавшие миллионы еврейским организациям. 

Интервью и фотосессии проходили в Германии, Израиле, Канаде, Польше и США, в проекте приняли участие 18 выживших евреев, 1 цыган и 2 польских католика в возрасте от 80 до 102 лет. Их истории будут собраны в книге, которую издательство Phaidon Press должно выпустить в сентябре этого года. 

«Мы живем в эпоху, когда переживших нацизм становится все меньше, а антисемитизма все больше», — говорит Люстигер-Талер. После долгих переговоров с Государственным музеем Аушвиц-Биркенау, противником любых инсталляций на этой священной земле, куратору удалось получить разрешение на показ работы Либескинда перед входом в бывший концлагерь, теперь музей. Расположенная под углом 45 градусов к главной дороге, инсталляция стоит на траве и указывает по направлению к лесу. «Эти люди выжили, — говорит Люстигер-Талер. — Речь идет о жизни в тени мира смерти». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+