Чао, Ван Дейк! Зять владельца «Формулы-1» с невероятной скоростью пополняет свою коллекцию

XPOSUREPHOTOS .COM
XPOSUREPHOTOS .COM

Бизнесмен Стант питает страсть к творчеству Питера Лели, рискует в поиске шедевров и водит дружбу с американскими музеями.

Джеймс Стант, отказавшись от покупки Автопортрета Ван Дейка (1640–1641) и таким образом милостиво уступив это право Национальной портретной галерее в Лондоне, возможно, лишился того, что стало бы жемчужиной его собрания. Однако он попрежнему остается одним из самых крупных коллекционеров британских старых мастеров.

Изначально Стант, муж «принцессы «Формулы-1» Петры Экклстоун, предлагал лондонскому арт-дилеру Филиппу Моулду £12,5 млн за Ван Дейка и уже пообещал Музею изящных искусств в Бостоне одолжить полотно для выставки. Когда Стант отказался от сделки, Национальная портретная галерея стала основным претендентом и смогла сбросить цену до £10 млн. Музей приобрел шедевр в мае.

Стант сделал состояние в области игровой индустрии и недвижимости; отец его супруги Петры не кто иной, как владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун. В майском рейтинге богачей Sunday Times их состояние было оценено в £3 млрд — на £500 млн больше, чем в 2013 году. Так что Ван Дейк, стоимость которого в общемто равна недельному доходу миллиардеров, уж точно не пробил бы брешь в их семейном бюджете.

В январе Малкольм Роджерс, директор бостонского Музея изящных искусств, нанес визит в Лос-Анджелес, в семейное гнездышко супругов поместье Манор стоимостью $85 млн. Стант предложил ему выставлять картину в музее, а новость об этом, опубликованная в апреле, вызвала удивление, ведь до этого считалось, что Ван Дейк станет «узником» Манора. Пресс-секретарь Станта тогда сказал, что тот подал документы, чтобы получить разрешение на вывоз полотна, потому что хотел «отвезти картину домой в ЛосАнджелес и там наслаждаться ею».

Вскоре после этого Стант неожиданно отказался от покупки; источник в его окружении утверждает, что изза картины ему якобы угрожали. Теперь он появляется в общественных местах в сопровождении внушительной свиты, доходящей до десяти телохранителей. Другие считают, что Стант дал задний ход, потому что его тесть должен предстать перед судом: Экклстоун обвиняется в даче взятки размером $44 млн немецкому банкиру, хотя сам миллиардер это отрицает, утверждая, что стал жертвой шантажа. Эта неприятная история может привести к огромным штрафным санкциям и, соответственно, крупным денежным потерям для его траста Bambino в Лихтенштейне, одним из бенефициаров которого является жена Станта.

Мы попытались оценить масштаб художественной коллекции Станта. Она попрежнему регулярно пополняется, хотя гораздо менее значимыми, чем Ван Дейк, работами. Так, на торгах Christie’s в Южном Кенсингтоне 29 апреля бизнесмен заплатил £8,13 тыс. за картину последователя Ван Дейка Взятие Самсона под стражу. Вполне вероятно, что на том же аукционе именно он купил Портрет Элизабет Райотисли работы мастерской Питера Лели за £6,25 тыс.

Стант — любитель «находок»: он часто покупает неизвестные или малозначи мые вещи, надеясь, что обнаружит настоящее сокровище.

Питер Лели — главная страсть Станта

Первая и главная любовь Станта-коллекционера — английский живописец голландского происхождения Питер Лели (1618–1680). Два года назад бизнесмен утверждал, что собрал «всего на пять картин меньше», чем в Королевской коллекции, где их насчитывается 33 (поговаривают, что на самом деле их у него около 20). Однако очевидно, что на сегодня Стант — владелец самой большой частной коллекции работ художника, собранной со Второй мировой войны. Среди них портреты королевы Марии II, английской куртизанки и певицы Мэри Молл Дэвис, графа и графини Оксфордских и дипломата Сэмюэла Морленда. Его недавнее приобретение — полотно кисти Лели Купание нимф, которое он купил в октябре прошлого года на Christie’s за £22,5 тыс.

После Лели Стант переключился на фламандца Антониса Ван Дейка (1599–1641). Бизнесмену принадлежит Портрет сестер Чик, который на торгах Christie’s в 2004 году продавался как «работа мастерской Ван Дейка» (известно, что мастеру помогали ассистенты). Заодно Стант разжился картиной Франсуа Ланглуа в образе савояра, в 2012 году появившейся у Christie’s тоже как работа мастерской художника (ушла с молотка за $338,5 тыс.). Портреты продавались лондонской галереей Fergus Hall. Теперь под обоими полотнами в качестве автора лаконично значится «Ван Дейк» — сейчас они гостят в Библиотеке Хантингтона в Калифорнии и в Музее изящных искусств в Бостоне соответственно.Однако г-н Стант не только коллекционер, но еще и меценат, поддерживающий британское искусство. Так, недавно он сам связался с Центром Пола Меллона по изучению британского искусства и предложил спонси ровать переиздание каталога-резоне Ван Дейка 2004 года. Отказаться от такого заманчивого предложения центр был вынужден потому, что некоторые Ван Дейки из его коллекции вызывают серьезные сомнения у экспертов по атрибуции.

Другая работа Станта, которая находится сейчас в Музее изящных искусств в Бостоне, — Миссис Сиддонс в образе музы трагедии британского художника Джошуа Рейнолдса (1723–1792). Хотя в каталоге-резоне Рейнолдса картина описана как копия работы мастерской художника, она обошлась Станту в несколько сотен тысяч фунтов и в настоящее время демонстрируется в Бостоне с табличкой «Рейнолдс». Полотно было куплено из коллекции Алека Кобба в Парк-Хатчлендс в графстве Суррей. Станту также принадлежит Портрет миссис Толлмач в образе Миранды из «Бури» кисти британского художника Джона Констебла (1776–1837). Эта картина, копия ранней работы Рейнолдса, была продана лондонским дилером Майклом Толлмачем из его семейной коллекции. Что касается британского художника Томаса Лоуренса (1769–1830), то Стант владеет портретом Чарльза Гардинера, первого графа Блессингтона, который художник не успел завершить до своей смерти. Еще стоит упомянуть автопортрет и портрет Шарля де Маргетеля де Сен-Дени живописца немецкого происхождения Годфри Кнеллера (1646–1723).

Стант собирает и пейзажи. Например, у него есть полотно британского художника Томаса Гейнсборо (1727–1788) У порога, которое у New Orleans Auction Galleries в 2011 году купил за $11 тыс. как «копию с Гейнсборо» арт-дилер Филипп Моулд, затем перепродавший его Станту. С осени прошлого года картина гостит в Библиотеке Хантингтона, где экспонировалась на небольшой выставке уже как произведение самого Гейнсборо (с одобрения искусствоведа Хью Белси) рядом с оригиналом, принадлежащим галерее. Стант оплатил расходы на выставку и выпуск каталога.

Те, кто знает Станта, описывают его как подлинного энтузиаста британского классического искусства, хотя
покупатель он импульсивный и постоянно ищет «сокровища».

Будучи владельцем огромного состояния, он привык получать то, что хочет, и немедленно. В этом году Стант признался The Art Newspaper, что с нетерпением ожидал получения лицензии на вывоз Автопортрета Ван Дейка: «Я понимаю, что [британское] правительство попробует наложить вето, но я выступаю спонсором многих выставок и надеюсь, что в моем случае сделают исключение». Однако спонсорство на процесс выдачи лицензий на экспорт в Великобритании не влияет, и, в конце концов, именно Стант внезапно изменил свое мнение и отказался от сделки. И все же коллекционер остается щедрым покровителем музеев, позволяя публике наслаждаться его приобретениями, а искусствоведам — изучать их.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+