18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Музей архитектуры ищет отличия между итальянским и русским конструктивизмом

№76
Материал из газеты

Специальная выставка посвящена сравнению двух зданий и двух эпох в архитектуре сталинского Советского Союза и муссолиниевской Италии

Московский Клуб имени Зуева, построенный в 1927–1929 годах, и появившийся на год раньше жилой дом «Новокомум» в итальянском городе Комо — два знаменитых проекта, знаковых для истории архитектуры ХХ века. В них есть формальное сходство, самое очевидное  — остекленные цилиндрические объемы в угловой части зданий. Но если Илья Голосов (1883–1945) спроектировал цилиндр как образную доминанту, самый эффектный элемент сложносоставного сооружения, то у Джузеппе Терраньи (1904–1943) цилиндр не выходит за плоскую крышу пятиэтажного дома, так что пафоса в нем куда меньше. 

Выставка в Музее архитектуры не только сравнивает две постройки, появившиеся почти одновременно, показывая и проектные, и архивные материалы, но и рассказывает о путях утверждения модернизма при Сталине в Советском Союзе и Муссолини в Италии. 

Тема эта до сих пор мало изучена, так что выставке, которая сначала, в июне этого года, проходила в Комо, предшествовала научная конференция итальянских и российских исследователей архитектуры. На московской выставке параллельно показывают еще фильм с выступлениями участников конференции, так что есть возможность понять в деталях, насколько близки были поиски архитекторов в двух странах при двух тоталитарных режимах и в чем были различны их отношения с властью. 

Джузеппе Терраньи — самый известный из итальянских архитекторов-рационалистов, член «Группы 7». Участники группы ратовали за новаторство, неразрывное с национальной традицией. За свою недолгую жизнь Терраньи построил в Комо несколько зданий, в истории архитектуры остались два — «Новокомум» и Каза дель Фашио. Рационализм стал господствующим стилем при Муссолини.

Илья Голосов спроектировал Клуб им. Зуева, напротив, в лучшую пору своей долгой карьеры, на протяжении которой он увлекался разными стилями, но в историю вошел конструктивистскими постройками. Когда же новаторы были побеждены традиционалистами и архитектура при Сталине повернулась к прошлому, Голосов стал неоакадемистом. 

Терраньи после постройки «Новокомума» подвергся резкой критике именно за схожесть своего дома с советским клубом. Итальянский архитектор мечтал побывать в СССР, но оказался там лишь в 1941 году, воевал под Сталинградом.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Терраньи и Голосов: Новокомум в Комо — Клуб им. Зуева в Москве. Сходства и параллели в авангарде
5 сентября – 3 ноября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+