18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дельфин и русалка снова вместе

№76
Материал из газеты

Ракушечная скульптура из грота в Кускове оказалась уникальной, и не менее уникальные по сложности методики были применены в процессе реставрации

Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) закончена работа над восемью деревянными скульптурами и тремя панно из павильона «Грот» в усадьбе Кусково. У художников-реставраторов высшей категории Владимира Симонова и Людмилы Синицыной это заняло экстремально короткий для такой сложной работы срок — полтора года. Как следует из документов XVIII века, восемь статуй, три дельфина и одна «морская девушка» были приобретены графом Петром Шереметевым, владельцем усадьбы, у «чужестранного купца» Иоганна Георга Розенфельта за 1,2 тыс. руб. Их установили в садовом павильоне на берегу пруда — в гроте, созданном крепостным архитектором Федором Аргуновым по образцу царскосельского. Внутри грот украшал лепниной и раковинами приглашенный из Германии мастер Иоганн Фохт. Прежде считалось, что и скульптура, и декоративные панно были также сделаны в Германии, поскольку они, как и интерьер, декорированы ракушечником. Однако теперь, после реставрации, можно предположить, что они созданы итальянским мастером, и далеко не ремесленником. «Это вещи абсолютно уникальные», — рассказывает Людмила Синицына. «Фигуры сделаны на высочайшем художественном уровне, — подтверждает Владимир Симонов. — У них прекрасная пластика, живые лица. Технология их создания очень сложная; ни мы сами, ни наши коллеги с таким не сталкивались». 

Именно поэтому произведения оказались в секторе нетрадиционных технологий отдела скульптуры Центра им. Грабаря. Он был сформирован в связи с потребностью в новых методиках восстановления и консервации необычных с технологической точки зрения произведений, как, например, восточноазиатские лаки. Сюда теперь попадают сложные, комбинированные предметы.

На панно и скульптуре из Кускова были только следы поновлений и починок XVIII–XX веков. Фигуры-барельефы на трех панно смоделированы из мастики, в которую в момент ее высыхания были вдавлены морские раковины множества видов, кораллы, кусочки стекла. После двух с половиной столетий бытования в усадьбе раковины местами осыпались, пейзаж на фоне был практически не виден, мастика покрылась трещинами и осыпями, лица персонажей потемнели. А они очаровательны, в игривом рокайльном стиле. На одном панно пасторальная сцена с юношей и девушкой, на другом женщина бьет мужчину поварешкой. («Это сцены до брака и после», — шутят реставраторы.)

Очень сильно пострадало панно с оленем — на его светлой шкуре было несколько участков с осыпавшимися раковинами, темных, как раны. «При восполнении утрат мы должны соблюдать принципы научной реставрации, где основным является отличимость от автора, — объясняет Владимир Симонов. — Тогда мы придумали нечто подобное технике пуантели в реставрации живописи, когда точками восполняют утраченные фрагменты изображения, и заполнили утраты шариками из искусственного материала». Достаточно было нескольких таких шариков-мазочков — и свойства нашего восприятия доделали остальное: «раны» затянулись, и фигура оленя приобрела цельность.

К тонировкам пришлось прибегнуть и при реставрации деревянных скульптур. Поверхность костюмов персонажей была украшена раковинами. На них удалили загрязнения, а утраты на лицах тонировали, чтобы придать им эстетическую целостность, тем более что они все хороши как на подбор: пухленькие, румяные, с живыми глазами и приоткрытыми губами. Русалка и дельфин так и остались «голыми»: ракушечный декор и левкас их чешуи давно утеряны. А вот обезьяна с коробкой, которая была частью фонтана перед павильоном «Итальянский домик», сохранилась прекрасно — с зубастой улыбкой и богато украшенным кафтаном. 

Сейчас каждая раковина декора очищена и укреплена. И хотя изначальный блеск перламутра уже не восстановить, удалось реанимировать его декоративные качества. Укреплена основа всех произведений: дублированы кромки и восполнены утраты холста панно, пропитано специальным составом дерево скульптур в местах разрушений. Планируется, что уже в сентябре панно и скульптуры можно будет увидеть в павильоне «Грот», также пережившем обновление. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+