Разговоры о любви

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Van Cleef & Arpels показал в Париже коллекцию haute joaillerie, вдохновленную бессмертной историей любви

Одно из центральных украшений в коллекции, — балкон в доме Капулетти, знаменитый «балкон Джульетты»
Одно из центральных украшений в коллекции, — балкон в доме Капулетти, знаменитый «балкон Джульетты»

Шекспировская история про «две равно уважаемых семьи в Вероне» и трагическую любовь главных героев — Ромео и Джульетты — вдохновила Дом Van Cleef & Arpels на создание новой коллекции haute joaillerie. Дань наследию британского драматурга французский Дом отдает не в первый раз: в 2003 году у Van Cleef & Arpels уже была коллекция, посвященная комедии «Сон в летнюю ночь». К релизу коллекции Romeo & Juliet приурочено начало сотрудничества с хореографом Бенжаменом Мильпье. В следующем году должна выйти его трактовка знаменитого сюжета; видео нескольких сцен из этой постановки можно было увидеть во время презентации летом в Париже — один из особняков на Вандомской площади был превращен в цветущий итальянский дворик.

Коллекция «Ромео и Джульетта», естественно, не следует тексту трагедии буквально, хотя в свойственных Дому традициях, помимо общего вдохновения и атмосферы Вероны эпохи Возрождения, которую попытались передать ювелиры, есть и вполне конкретные объекты, взятые из литературного сюжета и оживленные ювелирами.

Эскиз броши Romeo
Эскиз броши Romeo

Одно из центральных украшений в коллекции, вокруг которого фактически выстраивается вся история, — балкон в доме Капулетти, знаменитый «балкон Джульетты», из проходной сюжетно-сценографической детали давно превратившийся в самостоятельный культурный код. 

По словам креативного директора и СЕО ювелирного Дома Николя Боса, их интересовала не столько история любви, сколько атмосфера: архитектура города, скрытые внутри дворов сады, живопись веронской школы, геральдическая символика цветов двух семейств. И этот концепт раскрывается через «истории второго плана», как небольшие фигурки жаворонка на задней стороне украшений — прямая цитата из сцены диалога в спальне. Пара брошей, изображающих влюбленных, стала символом всей коллекции: Ромео с букетом цветов и Джульетта в платье с высокой талией и пышными рукавами с буфами (кажется, это новая инкарнация классической для ювелирного Дома фигурки феи-балерины). Кстати, принято решение не разлучать эти броши и продавать влюбленных только вместе. Естественно, коллекция гораздо глубже и сложнее, чем просто несколько фигурок-цитат из пьесы, это почти философский трактат о формах, которые принимает чувство.

Колье Matrimonio со съемной подвеской. Белое золото, розовое золото, бриллианты, сапфир огранки «кушон», синие и розовые сапфиры, лазурит
Колье Matrimonio со съемной подвеской. Белое золото, розовое золото, бриллианты, сапфир огранки «кушон», синие и розовые сапфиры, лазурит

Сложная архитектура, динамика ракурсов и рельефов, изобилие инженерных технических решений и тонкие параллели, скрывающиеся в схожести линий и колорита, — вот реальная основа коллекции. Детали колец и браслетов Merli повторяют узнаваемую форму портиков старинных зданий Вероны, витые колье-трансформеры Verona и Belfiore, кажется, вдохновлены модой и архитектурой одновременно — популярными в ту эпоху высокими воротниками и окнами-розами готических соборов.
Доминирующие цвета коллекции — синий и красный, геральдические цвета семей Монтекки и Капулетти. Дом Монтекки представляют синие сапфиры и лазурит. Центральным «геральдическим оммажем» этому клану стало колье Maiolica с сапфиром с Шри-Ланки в 42 карата. Дом Капулетти — это рубины, как в асимметричных серьгах Kiss at the Balcony и перстне Filtro d’amore с рубином в 3,85 карата. В сочетании красный и синий дают глубокий лиловый — широкую палитру фиолетового и пурпурного в сапфирах и аметистах, и этот цвет в коллекции становится символом страсти, связавшей молодых людей из враждующих семейств. Помимо этого, рубины в коллекции рассказывают о пылкости, бриллианты — о чистоте, а колумбийские изумруды — о глубине чувства. «Говорить о любви на языке ювелирных украшений — это давняя традиция нашего Дома», — напоминает Николя Бос. 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+