18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность» декларирует культурную свободу и импровизацию

№76
Материал из газеты

Второй фестиваль «Наcими» в Баку приглашает по-новому взглянуть на культурное наследие Азербайджана

В 2019 году Азербайджан отмечает 650 лет со дня рождения поэта и мыслителя Насими (около 1369 — 1417). В его честь назван фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность», который организован Фондом Гейдара Алиева при поддержке Министерства культуры Азербайджана и пройдет в этом году во второй раз.

Инициатором фестиваля стала вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева. Идея создания фестиваля родилась из желания пригласить людей по-новому взглянуть на культурное наследие Азербайджана, понять его глубинные истоки и соотнести с современностью. Как объясняют в оргкомитете, фестиваль рассчитан не на мгновенный эффект, а на долгосрочную перспективу.

Фестиваль носит имя Имадеддина Насими — поэта уникального с точки зрения масштаба, в котором он рассматривает соотношение личности и Вселенной. Конечно, у него есть стихи, сравнимые с произведениями других авторов, стоящих в ряду многовековой традиции мусульманского Востока, но есть нечто, что резко выделяет Насими среди других поэтов и философов. 

Даже не потому, что он исповедовал доктрину хуруфизма и считал, что Бог не вне, а в самом человеке, а также утверждал, что человек и есть носитель божественного. Насими задавал себе вопросы о том, где его место в этом мире. У него много обращений к собственному «я», многие его поэтические строки посвящены проблеме поиска самоидентификации, что звучит очень современно. Не зря его знаменитая строка «Я крупица, я светило» стала эпиграфом фестиваля. 

Без другого поэтического высказывания — «В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь» — не обходится ни одна статья о Насими. Именно поэтому главными чертами фестиваля решено было сделать свободу, импровизацию и отказ принимать  любые ограничения.

Первый фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность», прошедший в сентябре 2018 года, охватил различные виды искусства и области знания. В дни фестиваля в Баку, а также на родине поэта — в городе Шамахы (Шемаха), бывшей столице государства Ширваншахов, были организованы программы, в которых принимали участие как культурная элита Азербайджана, так и зарубежные гости. Прошлый год был первым, и программу фестиваля готовили, просто доверяя собственной интуиции и главному критерию: все должно быть отмечено печатью духовности. 

В прошлом году в программе фестиваля соседствовали выступления Recycling Orchestra, самодеятельного оркестра из Парагвая с музыкальными инструментами, сделанными из отходов, и лекция (в живой трансляции из Вашингтона) одного из самых востребованных экспертов в области мировой экономики Джереми Рифкина. Казалось бы, что их объединяет?

Джереми Рифкин говорит об экономике, основанной не на конкуренции, а на взаимодействии людей и обмене ресурсами (sharing economy). Оркестр из Парагвая состоит из подростков, живущих по соседству с мусорными свалками в столице страны, и тут важен факт взаимодействия и уважения к человеческому достоинству. Благодаря фестивалю рядом оказались совершенно разные проявления человеческого умения сопереживать и делать что-либо совместно.

Следуя тому же принципу, организаторы используют опыт других фестивалей и приглашают их в партнеры. Так, в прошлом году было заключено партнерство с Фестивалем мировой духовной музыки в городе Фес (Марокко), фестивалем света LUX в Хельсинки (Финляндия), фестивалем Ruhaniyat в Мумбае (Индия). В нынешнем году в этом списке появился новый партнер — им стала международная организация SIGNIS, связывающая католический мир и профессионалов кино и на протяжении многих лет вручающая на ведущих кинофестивалях мира специальные призы за экуменизм и межрелигиозное взаимопонимание. 

В юбилейный год, посвященный великому поэту, весь Азербайджан вовлечен в повсеместное празднование. Были организованы всевозможные конкурсы: романсов на газели Насими (газель — строфа стихосложения на восточных языках), художественное чтение стихов Насими, конкурсы коврового эскиза, детского рисунка. Состоялись театральные постановки, съемки документальных фильмов, вышло немало новых исследований. Важно, что появился словарь терминов поэзии Насими, так как не все понятия той поры используются в современном азербайджанском языке. Фестиваль — это своеобразный яркий акцент в этой большой панораме.

«Проведение мультидисциплинарного фестиваля с такой неосязаемой, не имеющей четких границ темой, как духовность, — пример, наверное, уникальный. Фестиваль, как ожидается, станет международной площадкой для обмена мнениями о том, что такое духовность в современном мире. Насими постоянно вопрошал: как найти путь к истине, минуя границы канонов и догм? Сегодня этот вопрос особенно актуален, потому что возникают новые, альтернативные духовные школы, даже новые религии, а также появляется понятие духовности без религиозности. Фестиваль не ставит себе задачу дать один, конкретный ответ, он призван показать постоянно меняющуюся панораму этих исканий», — комментируют в оргкомитете фестиваля. 

Партнерский проект

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+