18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность» декларирует культурную свободу и импровизацию

№76
Материал из газеты

Второй фестиваль «Наcими» в Баку приглашает по-новому взглянуть на культурное наследие Азербайджана

В 2019 году Азербайджан отмечает 650 лет со дня рождения поэта и мыслителя Насими (около 1369 — 1417). В его честь назван фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность», который организован Фондом Гейдара Алиева при поддержке Министерства культуры Азербайджана и пройдет в этом году во второй раз.

Инициатором фестиваля стала вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева. Идея создания фестиваля родилась из желания пригласить людей по-новому взглянуть на культурное наследие Азербайджана, понять его глубинные истоки и соотнести с современностью. Как объясняют в оргкомитете, фестиваль рассчитан не на мгновенный эффект, а на долгосрочную перспективу.

Фестиваль носит имя Имадеддина Насими — поэта уникального с точки зрения масштаба, в котором он рассматривает соотношение личности и Вселенной. Конечно, у него есть стихи, сравнимые с произведениями других авторов, стоящих в ряду многовековой традиции мусульманского Востока, но есть нечто, что резко выделяет Насими среди других поэтов и философов. 

Даже не потому, что он исповедовал доктрину хуруфизма и считал, что Бог не вне, а в самом человеке, а также утверждал, что человек и есть носитель божественного. Насими задавал себе вопросы о том, где его место в этом мире. У него много обращений к собственному «я», многие его поэтические строки посвящены проблеме поиска самоидентификации, что звучит очень современно. Не зря его знаменитая строка «Я крупица, я светило» стала эпиграфом фестиваля. 

Без другого поэтического высказывания — «В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь» — не обходится ни одна статья о Насими. Именно поэтому главными чертами фестиваля решено было сделать свободу, импровизацию и отказ принимать  любые ограничения.

Первый фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность», прошедший в сентябре 2018 года, охватил различные виды искусства и области знания. В дни фестиваля в Баку, а также на родине поэта — в городе Шамахы (Шемаха), бывшей столице государства Ширваншахов, были организованы программы, в которых принимали участие как культурная элита Азербайджана, так и зарубежные гости. Прошлый год был первым, и программу фестиваля готовили, просто доверяя собственной интуиции и главному критерию: все должно быть отмечено печатью духовности. 

В прошлом году в программе фестиваля соседствовали выступления Recycling Orchestra, самодеятельного оркестра из Парагвая с музыкальными инструментами, сделанными из отходов, и лекция (в живой трансляции из Вашингтона) одного из самых востребованных экспертов в области мировой экономики Джереми Рифкина. Казалось бы, что их объединяет?

Джереми Рифкин говорит об экономике, основанной не на конкуренции, а на взаимодействии людей и обмене ресурсами (sharing economy). Оркестр из Парагвая состоит из подростков, живущих по соседству с мусорными свалками в столице страны, и тут важен факт взаимодействия и уважения к человеческому достоинству. Благодаря фестивалю рядом оказались совершенно разные проявления человеческого умения сопереживать и делать что-либо совместно.

Следуя тому же принципу, организаторы используют опыт других фестивалей и приглашают их в партнеры. Так, в прошлом году было заключено партнерство с Фестивалем мировой духовной музыки в городе Фес (Марокко), фестивалем света LUX в Хельсинки (Финляндия), фестивалем Ruhaniyat в Мумбае (Индия). В нынешнем году в этом списке появился новый партнер — им стала международная организация SIGNIS, связывающая католический мир и профессионалов кино и на протяжении многих лет вручающая на ведущих кинофестивалях мира специальные призы за экуменизм и межрелигиозное взаимопонимание. 

В юбилейный год, посвященный великому поэту, весь Азербайджан вовлечен в повсеместное празднование. Были организованы всевозможные конкурсы: романсов на газели Насими (газель — строфа стихосложения на восточных языках), художественное чтение стихов Насими, конкурсы коврового эскиза, детского рисунка. Состоялись театральные постановки, съемки документальных фильмов, вышло немало новых исследований. Важно, что появился словарь терминов поэзии Насими, так как не все понятия той поры используются в современном азербайджанском языке. Фестиваль — это своеобразный яркий акцент в этой большой панораме.

«Проведение мультидисциплинарного фестиваля с такой неосязаемой, не имеющей четких границ темой, как духовность, — пример, наверное, уникальный. Фестиваль, как ожидается, станет международной площадкой для обмена мнениями о том, что такое духовность в современном мире. Насими постоянно вопрошал: как найти путь к истине, минуя границы канонов и догм? Сегодня этот вопрос особенно актуален, потому что возникают новые, альтернативные духовные школы, даже новые религии, а также появляется понятие духовности без религиозности. Фестиваль не ставит себе задачу дать один, конкретный ответ, он призван показать постоянно меняющуюся панораму этих исканий», — комментируют в оргкомитете фестиваля. 

Партнерский проект

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+