18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пятьдесят фотовыставок к 50-летию фестиваля в Арле

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Юбилейные «Встречи в Арле» выстроены вокруг четырех пересекающихся тем: «Мое тело — оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создавая образ»

Филипп Шансель. «Марикана». Южная Африка. 2012. Фото: Courtesy of the artist and Melanie Rio Fluency
Филипп Шансель. «Марикана». Южная Африка. 2012.
Фото: Courtesy of the artist and Melanie Rio Fluency

Фестиваль Les Rencontres d’Arles, впервые состоявшийся в 1970 году, по словам его директора с 2014 года Сэма Стурдзе, «заложил основу восприятия фотографии как вида искусства, который можно экспонировать». «Это было время, когда фотографию выставляли редко, и благодаря нашему фестивалю такие выставки стали столь популярными», — рассказывает он. Полвека спустя Стурдзе и его команда придумали очень амбициозный проект. В рамках Les Rencontres d’Arles, привычно занимающего видное место на улицах древнего города на юге Франции, проходят «50 выставок в честь 50-летия». При этом организаторы решили не фокусироваться на истории одного из главных в мире фестивалей фотографии, а посвятить большую часть программы молодым фотохудожникам. «Арль всегда стремился открывать новые имена и исследовать актуальные вопросы», — говорит Стурдзе.

В нынешнем году фестиваль выстроен вокруг четырех пересекающихся тем: «Мое тело — оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создавая образ». На выставке представлены фотографы — и известные, и начинающие, запечатлевшие, как замечает директор, «мир в смятении и собственную повседневную жизнь, которая превращается в своего рода акт сопротивления установившемуся миропорядку — в контркультуру». 

Центральная выставка в разделе «Мое тело — оружие» представляет в церкви Святой Анны чешского фотографа Либуше Ярцовьякову, которую Стурдзе называет «Нан Голдин коммунистической Чехословакии». Ее выставка Evokativ — это летопись андерграундной, маргинализированной Праги в эпоху социализма. Ярцовьякова делала эти фотографии с 1970 по 1989 год, начав, когда еще была подростком. Она училась в пражской киношколе FAMU, однако ее оригинальный стиль резко отличался от эстетики аскетической чехословацкой документалистики того времени. «Ее не пугало несовершенство. Она фиксировала окружавшую ее реальность, людей и свою реакцию в неприкрашенном виде», — пишет Черна в каталоге фестиваля. Работы Ярцовьяковой практически никогда не экспонировались за пределами ее родины. 

Еще одно событие — групповая выставка испанских фотографов Альберто Гарсии-Аликса, Оуки Лееле, Пабло Переса-Мингеса и Мигеля Трильо, воспевавших трансгрессию (феномен перехода границы между возможным и невозможным) в постфранкистской Испании, вылившуюся в 1980-е в уличное движение в Мадриде, известное под названием «мовида» и воспетое в ранних фильмах Педро Альмодовара.

В исторической перспективе фотография обладает способностью противостоять авторитаризму, но и в современности есть подобные примеры, им посвящен раздел «На краю». Ретроспектива французского фотографа Филиппа Шанселя Datazone в церкви Братьев-проповедников объединила семь фотосерий, рассказывающих о мировом экологическом кризисе в последние полтора десятилетия. 

В центре же внимания групповой выставки современной фотографии «Стены власти: рукотворные барьеры Европы» — 28 новых материальных преград, разделяющих народы и регионы. «Сегодня многие фотографы используют камеру как мощное оружие, — считает Стурдзе. — У них не обязательно есть готовые решения, но очень важно увидеть вещи их глазами».

Фестиваль фотографии 
«Встречи в Арле»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+