Константин Сомов со своими маркизами, но без «Дамы в голубом»

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

Русский музей к 150-летию со дня рождения художника показывает 150 его работ

Константин Сомов. «Вечерние тени». 1900. Фото: Государственный Русский Музей
Константин Сомов. «Вечерние тени». 1900.
Фото: Государственный Русский Музей

Творчество одного из основателей общества «Мир искусства» Константина Сомова (1869–1939) было замечено с первых его шагов на профессиональном поприще. Его работы высоко ценили коллеги по цеху Александр Бенуа, Валентин Серов, философ Василий Розанов называл его гениальным художником. Разве что знаменитый критик Владимир Стасов видел в творчестве Сомова одну из угроз национальной культуре. После того как в начале 1920-х Сомов уехал за границу, на родине его имя долгие десятилетия было вычеркнуто из истории отечественного искусства. И только в годы оттепели о Сомове вновь заговорили, его картины стали выставляться, а в 1969 году, к 100-летнему юбилею художника, в Русском музее состоялась его первая персональная выставка.

Константин Сомов родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был хранителем коллекций Императорского Эрмитажа, мать — музыкантом. В доме висели работы Франческо Гварди, малых голландцев, Павла Федотова, Карла Брюллова. Сомов рано проявил тягу к художеству, посещал воскресные классы рисовальной школы Общества поощрения художников. Окончил Императорскую академию художеств, в 1893–1894 годах посещал мастерскую Ильи Репина, где одновременно с ним учились Игорь Грабарь, Дмитрий Кардовский, Филипп Малявин, Анна Остроумова. В 1897–1898 годах жил в Париже и занимался в Академии Коларосси. А в начале 1900-х Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства». 

Константин Сомов. «Поцелуй». Из издания Das Lesebuch der Marquise. Ein Rokokobuch von Franz Blei und Constantin Somoff («Книга маркизы. Произведения эпохи рококо») Munchen H. von Weber Verlag. 1908. Фото: Государственный Русский Музей
Константин Сомов. «Поцелуй». Из издания Das Lesebuch der Marquise. Ein Rokokobuch von Franz Blei und Constantin Somoff («Книга маркизы. Произведения эпохи рококо») Munchen H. von Weber Verlag. 1908.
Фото: Государственный Русский Музей

С 1914 года он уже член Императорской академии художеств, а с 1919-го — профессор Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских. В 1923 году Сомов выехал в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки». В Россию он не вернулся, поселившись с 1925 года во Франции. Похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сомов особо славится своей книжной графикой, иллюстрациями к Пушкину и Гоголю. Увлеченный XVIII столетием, он создал ряд живописных и графических работ, посвященных Галантному веку, самая известная из которых — фривольная «Книга маркизы», в которую художник подобрал даже тексты на французском языке.

На выставке в Михайловском замке представлены все сферы художественной деятельности Сомова: живопись, графика, станковый рисунок, книжные иллюстрации, рисунки для журналов, фарфоровая скульптура. Всего около 150 работ: 50 живописных, остальное — графика. Современники ценили его и как выдающегося мастера портрета, и даже спорили, кто значительнее в этом жанре — Сомов или Серов. На выставке в ГРМ почти два десятка портретов и целый ряд автопортретов Сомова. Впервые зрители увидят и его миниатюры: иллюстрации, экслибрисы, виньетки.

Константин Сомов. «Автопортрет». 1898. Фото: Государственный Русский Музей
Константин Сомов. «Автопортрет». 1898.
Фото: Государственный Русский Музей

Основной партнер нынешней выставки в Русском музее — Третьяковская галерея с ее замечательным собранием живописи и особенно графики Сомова. «Наши московские коллеги щедро поделились с нами работами художника, — рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века и куратор выставки. — Хотя несколько работ не приехало в Петербург, в частности „Дама в голубом“ и „Вечер“». 

Кроме того, работы из своей коллекции предоставил Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а из петербургских музеев в выставке участвуют Пушкинский Дом, филиал Музея Академии художеств — Музей-квартира Бродского, а также частные коллекционеры. 

Работы Сомова есть также в Пермском художественном музее, в Нижегородской картинной галерее, в музеях Ярославля, в Приморской картинной галерее во Владивостоке, где, в частности, находится великолепный портрет Генриетты Гиршман (1911) кисти Сомова. Но они, к сожалению, по разным причинам на выставку не приехали.  

Государственный Русский музей
Константин Сомов
8 августа – 4 ноября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+