18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее Прадо возрождается флорентийский Ренессанс

№75
Материал из газеты

Выставка задумана как диалог Фра Анджелико с его современниками

Более 80 произведений из 40 музеев мира на выставке «Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции», — щедрый подарок Прадо, празднующему в этом году свое 200-летие. Среди них — Лувр, Государственный Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Метрополитен-музей. Помимо Фра Анджелико (1395–1455), здесь собраны и другие живописцы и скульпторы, работавшие во Флоренции в 1420–1430-е годы: Брунеллески, Донателло, Гиберти, Филиппо Липпи, Мазолино, Мазаччо, Уччелло. 

«Скульптуру сложно транспортировать, но мы хотели показать Фра Анджелико в контексте искусства его времени, в диалоге с другими художниками», — говорит Карл Брендон Стрелке, куратор выставки и почетный куратор Художественного музея Филадельфии.

Известно, что Фра Анджелико, принявший монашеский сан около 1420 года под именем Фра Джованни, всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком, а в искусстве — верным позднеготическим традициям, унаследованным от своего учителя Лоренцо Монако, как и он, монаха-доминиканца. Еще Джорджо Вазари в «Жизне­описаниях» отдельно отмечал религиозность Фра Анджелико: «Брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись». 

Но Фра Анджелико был не затворником монастыря Сан-Доменико ин Фьезоле, а весьма востребованным во Флоренции художником, получавшим заказы от церкви и местной знати и впитывавшим все новое. И хотя его живопись оставалась по-средневековому утонченной, он усвоил и уроки античности, которой вдохновлялись его коллеги по цеху, а в чем-то даже опередил их, например став первым, кто в религиозной картине уделял важное место пейзажу. Среди приехавших в Прадо такие редко покидающие свои стены работы Фра Анджелико, как «История отцов-пустынников» (Уффици), «18 монахов-доминиканцев» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» из Государственного Эрмитажа 

Центральное место в экспозиции отведено двум картинам музея Прадо. Недавно отреставрированное «Благовещение, или Изгнание из рая» считается первым алтарным образом во Флоренции с использованием перспективы и архитектурного обрамления в ренессансном стиле. «Она была продана монастырем Сан-Доменико во Фьезоле и в качестве дипломатического подарка привезена в Испанию, — рассказывает куратор. — Но затем след картины потерялся до 1861 года, когда директор Прадо, посетив один из монастырей Мадрида, случайно там ее обнаружил». Вторая, «Мадонна с гранатом», недавно подарена музею Фондом друзей Прадо. Завершает выставку «Распятие» (1493–1498) Педро Берругете, работавшего в конце XV века. «Включив его в выставку, нам хотелось показать, какое сильное влияние оказал Фра Анджелико на испанскую живопись, когда появилась инквизиция, насаждавшаяся доминиканцами», — объясняет Стрелке. 

Музей Прадо
Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+