18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее Прадо возрождается флорентийский Ренессанс

№75
Материал из газеты

Выставка задумана как диалог Фра Анджелико с его современниками

Более 80 произведений из 40 музеев мира на выставке «Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции», — щедрый подарок Прадо, празднующему в этом году свое 200-летие. Среди них — Лувр, Государственный Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Метрополитен-музей. Помимо Фра Анджелико (1395–1455), здесь собраны и другие живописцы и скульпторы, работавшие во Флоренции в 1420–1430-е годы: Брунеллески, Донателло, Гиберти, Филиппо Липпи, Мазолино, Мазаччо, Уччелло. 

«Скульптуру сложно транспортировать, но мы хотели показать Фра Анджелико в контексте искусства его времени, в диалоге с другими художниками», — говорит Карл Брендон Стрелке, куратор выставки и почетный куратор Художественного музея Филадельфии.

Известно, что Фра Анджелико, принявший монашеский сан около 1420 года под именем Фра Джованни, всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком, а в искусстве — верным позднеготическим традициям, унаследованным от своего учителя Лоренцо Монако, как и он, монаха-доминиканца. Еще Джорджо Вазари в «Жизне­описаниях» отдельно отмечал религиозность Фра Анджелико: «Брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись». 

Но Фра Анджелико был не затворником монастыря Сан-Доменико ин Фьезоле, а весьма востребованным во Флоренции художником, получавшим заказы от церкви и местной знати и впитывавшим все новое. И хотя его живопись оставалась по-средневековому утонченной, он усвоил и уроки античности, которой вдохновлялись его коллеги по цеху, а в чем-то даже опередил их, например став первым, кто в религиозной картине уделял важное место пейзажу. Среди приехавших в Прадо такие редко покидающие свои стены работы Фра Анджелико, как «История отцов-пустынников» (Уффици), «18 монахов-доминиканцев» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» из Государственного Эрмитажа 

Центральное место в экспозиции отведено двум картинам музея Прадо. Недавно отреставрированное «Благовещение, или Изгнание из рая» считается первым алтарным образом во Флоренции с использованием перспективы и архитектурного обрамления в ренессансном стиле. «Она была продана монастырем Сан-Доменико во Фьезоле и в качестве дипломатического подарка привезена в Испанию, — рассказывает куратор. — Но затем след картины потерялся до 1861 года, когда директор Прадо, посетив один из монастырей Мадрида, случайно там ее обнаружил». Вторая, «Мадонна с гранатом», недавно подарена музею Фондом друзей Прадо. Завершает выставку «Распятие» (1493–1498) Педро Берругете, работавшего в конце XV века. «Включив его в выставку, нам хотелось показать, какое сильное влияние оказал Фра Анджелико на испанскую живопись, когда появилась инквизиция, насаждавшаяся доминиканцами», — объясняет Стрелке. 

Музей Прадо
Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+