18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск

Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале

Организаторы — творческие объединения m_division и Artypical — активно работают над тем, чтобы фестиваль GAMMA, за время проведения зарекомендовавший себя как фестиваль электронной музыки с отличными техно-вечеринками, расширил свои границы. 

Поэтому, помимо основной музыкальной программы, на фестивале второй год проходит профессиональная часть — конференция Gamma PRO. В течение двух дней на ней обсуждали такие темы, как «Культура для инноваций», «Музеи как фестивальная среда», «Экспериментальные проекты в сфере культуры», «Искусственный интеллект и культурная эволюция». Спикеры из Японии, Канады, Германии, Швеции и России рассказывали о своих проектах, опыте, экспериментах и видении того, как в современном мире могут сосуществовать искусство, музыка и новые технологии. 

Специфика GAMMA, конечно, предполагает разговор об искусстве, соответствующем духу фестиваля: аудиовизуальном, технологичном, использующем виртуальную и дополненную реальность, искусственный интеллект. Чтобы такое искусство появлялось, художники часто обращаются к ученым и IT-разработчикам, которые помогают технически реализовать идею. Например, есть международная сеть Hexagram, базирующаяся в Канаде и объединяющая университеты, научные лаборатории, исследовательские и культурные центры с медиахудожниками, дизайнерами, музыкантами и фестивалями современного искусства. Еще один канадский проект, направленный на продвижение цифрового искусства вместе с электронной музыкой, — фестиваль MUTEK, существующий с 2000 года и сегодня проходящий не только в Монреале, но и в Латинской Америке и Азии. Пример отличной коллаборации фестиваля и музея — японская версия фестиваля в Национальном музее развития науки инноваций Miraikan в Токио. В футуристическом здании музея есть планетарий и мультиэкранный сферический объект Geo-Cosmos, с которыми работают приглашенные художники.

Планетарий есть и в Санкт-Петербурге — самый большой в мире 37-метровый купол находится в огромном газгольдере на набережной Обводного канала. На открытии фестиваля здесь представили премьеру совместной работы японского композитора-мыслителя Кадзуя Нагая и берлинского видеохудожника Али Демиреля, которые в течение нескольких месяцев создавали эпическое произведение. Получился своеобразный сеанс коллективной арт-медитации: Нагая наполнил пространство планетария эмбиентом с живым звуком японских «поющих» чаш, а Демирель дополнил музыкальную партитуру видеорядом, превращающим огромный купол в сменяющие друг друга природные текстуры. Зрители словно оказывались внутри минерала, ледника или скалы, разглядывали мозаичные узоры, образующиеся морской пеной и камнями, то вылетали сквозь темную пещеру к свету, то затягивались в черную дыру.

В этом году фестиваль GAMMA объявил о начале сотрудничества с европейской платформой SHAPE (название расшифровывается как Sound, Heterogeneous Art and Performance in Europe). Она объединяет 16 фестивалей и арт-центров, ежегодно выбирает 48 художников и музыкантов для участия в мероприятиях и создания новых произведений инновационного искусства. Одна из художниц, получивших поддержку в 2019 году, —итальянка Микела Пелузио. Она получила классическое образование скульптора в Академии изящных искусств Каррары, потом добавила к нему магистерскую степень по музыке в Королевской академии искусств и Королевской консерватории в Гааге. Соединив древние идеи Пифагора о «гармонии сфер» и интервальном строе с теорией струн и основами квантовой механики, Микела придумала оптоакустический перформанс SpaceTime Helix. С помощью несложного программирования и закрепленного к полу и потолку вращающегося белого провода появляется пульсирующая волна, которая меняет цвет и форму в зависимости от заданных параметров. В полной темноте зрители наблюдают за заклинательницей футуристического змея, который подчиняется командам, но может и вырваться (иногда провод действительно рвется, внезапно заканчивая перформанс). 

Главное событие фестиваля — вечеринка на территории завода им. Степана Разина, который в этом году стал пространством для мероприятия в последний раз перед глобальной реконструкцией. На семи этажах здания нашлось место не только для шести сцен с десятками диджеев, но и выставки молодых петербургских художников. Бродить по лабиринту лестниц, коридоров и тайных закутков, где находятся site-specific арт-объекты, — отдельное развлечение для рейверов. Многие специально пришли раньше, чтобы все рассмотреть и сфотографировать графическую инсталляцию Лизы Бобковой, парящих под потолком и подсвеченных неоном готических «Плакальщиков» арт-группы «ЛГ», перевернутый еловый лес Катерины Веселовской, отгороженное от зрителей решеткой видео Давида Скворцова «Чувство вины» с дикими животными, игровую комнату Adult free zone арт-группы «Эс.Ка.Эм», отсылающую к уорхоловской «Фабрике», и многое другое. Одним из самых эффектных и «инстаграмных» объектов, несмотря на простоту исполнения, стала «Естественная проекция» Веры Трофимовой и Георгия Хазанкина (кстати, выпускников Академии художеств, участвовавших в создании экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале этого года) — просто листы плексигласа, сквозь которые проходит свет и образует на стене абстрактные узоры, без применения каких-либо новых технологий.

Современному искусству сегодня тесно в музейных и галерейных пространствах, и оно ищет для себя новые, не самые привычные места. Музыкальные фестивали особенно открыты к взаимодействию с художниками, причем работающими не только с новейшими медиа, но и во вполне традиционных техниках. Часто благодаря участию художников получается обжить и сделать более человечными суровые индустриальные пространства бывших заводов (недавно в Москве открылось пространство MUTABOR, где, помимо главных техно-вечеринок города, есть полноценная художественная программа). Музеи понимают, что им нужно привлекать новую аудиторию, поэтому принимают у себя фестивальные события и организуют свои полноценные музыкальные программы (на концерты Mosaic Music в музей «Гараж» или послушать MAMM Music приходят даже те, кто нечасто посещает выставки). Невозможно жить изолированно друг от друга в современном мире, поэтому нас ждут новые формы существования искусства, тем более есть большое международное сообщество людей, вдохновленных идеей сотворчества. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+