18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Петре открылся новый музей

№75
Материал из газеты

Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис

В судьбе иорданского города Петры, объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, произошло важное событие: недавно здесь открылся новый музей. Его строительство заняло пять лет. Здание стоимостью $7 млн (эти средства были выделены японским Агентством международного сотрудничества) расположилось около входа в археологический парк. Музей был торжественно открыт наследным принцем Иордании Хуссейном.

Находки из древней столицы Набатейского царства, история которой насчитывает более 2 тыс. лет, долгое время экспонировались на территории самого парка, где условия хранения были далеки от идеальных. В новом здании, спроектированном японским архитектурным бюро Yamashita Sekkei, в кондиционированных залах общей площадью 1,8 тыс. кв. м первоначально разместили около 300 предметов из собрания Департамента древностей Иордании. В конце июня к ним добавились экспонаты, вернувшиеся с выставки «Мир между империями» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Прославившаяся на весь мир искусными фасадами гробниц, высеченными в скалах из песчаника, Петра сейчас возрождается как культурная достопримечательность после резкого снижения численности туристов из-за волнений «арабской весны» 2011 года. Новый музей призван помочь вернуть былые показатели посещаемости. Причем речь идет не только об иностранных визитерах — в качестве целевой аудитории рассматриваются и местные жители из города Вади-Муса и окрестного региона.

Хотя Япония сыграла ключевую роль в создании музея, экспозиции и мультимедийный контент разрабатывались в основном иорданскими кураторами, учеными и дизайнерами. Признание национального авторитета было особенно важным моментом, так как в предыдущих музейных проектах в Иордании в значительной степени были задействованы иностранные институты, компании или независимые ученые. Музей находится в совместном ведении Региональной администрации по развитию и туризму Петры, подчиняющейся премьер-министру Иордании, и Департамента древностей.

Постоянная экспозиция — это залы, представляющие историю страны с каменного века до современности. Первая галерея посвящена инженерным решениям, которые обеспечивали водой город в пустыне. Среди главных объектов — инсталляция «Деятельные набатейцы» — круговой зал с двумя десятками скульптурных и архитектурных элементов и потрясающей анимацией на полу, прослеживающей этапы возникновения и развития древнего царства.

Следующие залы иллюстрируют представления набатейцев о жизни и смерти посредством целого спектра экспонатов — от знаменитой гробницы сокровищ и недавних археологических находок до фресок и мозаичных полов. Например, в разделе «Набатейские выражения» демонстрируются надписи на набатейском, греческом и латинском языках, отражающие присущий обитателям Петры космополитизм и их обширные связи с миром. Чрезвычайно интересен камень с высеченной надписью «Петра Метрополис», датируемой II веком н.э., — это одно из немногих сохранившихся упоминаний греческого названия города. Ведь по-набатейски он назывался Ракму — имя, важное для национального самосознания.

Наконец, раздел «Возрождение Петры» — это история повторного открытия города европейскими исследователями в XIX веке, многочисленные археологические и исторические проекты, которые осуществляются здесь и сегодня, а также традиции местных бедуинов. Обширный хронологический нарратив хорошо продуман и выстроен, а эстетический подход к потрясающим экспонатам, этикетки под которыми не перегружены текстом, является основным козырем музея. Около 50 предметов демонстрируются здесь впервые, в том числе римская статуя Афродиты, фрагменты которой были обнаружены в 2016 году. С другими артефактами, пока отправленными в запасники, работают реставраторы.
Расположенный по соседству центр для посетителей, где во время строительства музея временно размещались экспонаты, будет перестроен под образовательные и просветительские проекты. В целом же новому учреждению есть куда развиваться: здесь пока не очень обширное хранилище, да и потребность в реставрационных помещениях все еще сохраняется. Но главное уже происходит: посетителей становится все больше. 


Петра: рукотворное изобилие воды в пустыне

Скальная архитектура Петры вызывает неизменный восторг туристов, однако этот древний город отличался не только красотой, но и на удивление рациональным устройством. В частности, в условиях жаркой пустыни насущной проблемой для набатейцев был дефицит пресной воды, и с ней они справились блестяще. Водоснабжение Петры обеспечивала разветвленная система терракотовых труб и двух сотен резервуаров, хранивших драгоценную дождевую воду. Продуманные инженерные решения позволяли осуществлять водосбор с территории общей площадью около 1 тыс. кв. км. 
Этот гидротехнический проект стал одним из важнейших факторов, способствовавших расцвету города в начале I тысячелетия н.э. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+