18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников

Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия

Свое место среди самых выдающихся памятников истории и культуры заняли «Памятники древнего Пскова» — десять церквей, созданных в XII–XVI веках и положивших начало псковской архитектурной школе. Это решение ЮНЕСКО позволило России войти в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников наряду с Италией, Китаем, Испанией, Германией, Францией, Индией, Мексикой и Великобританией. Теперь в нашей стране находится уже 32 объекта из списка всемирного наследия. 

«Я говорил когда-то в шутку, что список всемирного наследия ЮНЕСКО без псковской архитектуры неполноценен, — прокомментировал событие министр культуры РФ Владимир Мединский. — Псковская область буквально переполнена уникальными памятниками, храмами, крепостями, шедеврами мирового зодчества. И то, что теперь в список попали объекты Псковской области, думаю, подтолкнет многих из нас еще раз поехать в Псковскую область посмотреть на них и поразиться».

Изначально в составе номинации «Памятники древнего Пскова», поданной от России, числилось 18 объектов. В нее входили не только церковные, но и оборонительные и гражданские постройки. Решением комиссии ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест) список был сокращен до десяти объектов. 

В перечень вошли собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря XIII века, Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря, собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря, церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века, церковь Покрова от Пролома XV–XVI веков, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков, церковь Георгия со Взвоза XV века, церковь Богоявления со звонницей XV века, церковь Николы со Усохи XVI века, церковь Василия на Горке XV века.

В этом списке и самые ранние постройки, сохранившие черты псковской архитектуры XII века, и храмы в XV–XVI века, когда под влиянием византийских и новгородских традиций она достигла пика своего развития. Псковская школа зодчества стала одной из самых влиятельных в стране и оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий. Сейчас Псков и область насчитывают 4 тыс. охраняемых объектов истории и культуры регионального и федерального подчинения. 

Включение номинации «Памятники древнего Пскова» в список всемирного наследия поддержали девять стран — членов ЮНЕСКО: Азербайджан, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Зимбабве, Испания, Киргизия, Китай, Норвегия.

«Уникальность нашей церковной архитектуры была подчеркнута всеми экспертами, — рассказал корреспонденту TANR Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева и бывший заместитель министра культуры России. — Это и радостное событие, и возможности, которые открываются для Псковской области, и большая ответственность. Мы сохраняем памятники не только для ЮНЕСКО, но и для себя, для наших потомков. Включение Пскова в список всемирного наследия — это еще и доказательство консенсуса, который сложился в обществе: философия подхода ЮНЕСКО к охране памятников такова, что необходимые документы невозможно составить без консенсуса между гражданским обществом, властью, бизнесом». 

По мнению Михаила Мильчика, искусствоведа, члена советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, псковские церкви — постройки высочайших художественных и исторических качеств, которые бесспорно заслуживают включения в список всемирного наследия. «Псков — один из древнейших городов северо-запада России, и теперь его статус повышается в глазах туристов. Но это влечет за собой очень серьезные последствия, — считает он. — Нужна единая охранная зона всех десяти объектов, и при этом необходимо создание новой инфраструктуры для туристов. Все эти условия непросто выполнить, а ЮНЕСКО очень жестко следит за их соблюдением». 

В ближайшее время псковские власти обещают разместить на всех объектах из списка всемирного наследия информационные знаки. Но перед местными властями и органами охраны Псковской области стоят и куда более серьезные задачи по обеспечению мер охраны по стандартам Комитета всемирного наследия: создание буферных зон, определение границ объекта, запрет застройки в зонах охраны, проведение реставрации. И конечно, поиски финансирования: сейчас, по словам Веры Емельяновой, первого заместителя губернатора Псковской области, оно недостаточно. Руководство области уже обратилось к министру культуры РФ с просьбой обсудить вопрос о выделении дополнительного финансирования на реставрацию этих памятников. По мнению Владимира Аристархова, вопросы комплексного решения охраны памятников Пскова могут стать темой отдельного обсуждения на Совете по культуре при Президенте РФ.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+