18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дега и Стерлигов — в дар Эрмитажу

Фонд имени М.Т.Абрахама вручил крупнейшему музею страны три скульптуры Эдгара Дега и две картины Владимира Стерлигова

Благодаря Фонду имени М.Т.Абрахама собрание Государственного Эрмитажа пополнилось тремя гипсовыми скульптурами-моделями Эдгара Дега и двумя картинами Владимира Стерлигова. «Выражаю искреннюю благодарность Фонду Абрахама, его президенту, господину Амиру Кабири, и его семье за пожертвование, которое является значительным и обогащает коллекцию музея, — сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — На протяжении последних десяти лет фонд поддерживает прочные отношения с Эрмитажем, которые отражают исторические связи между Россией и Израилем, отметившим недавно 70-летие своего создания». 

Фонд имени М.Т.Абрахама — некоммерческое учреждение, его головной офис находится в Париже, представительства — в Тель-Авиве и Женеве. Он был основан в 2004 году потомками известного юриста, бизнесмена и коллекционера Мансура Тамира Абрахама. Основу коллекции фонда составляют произведения искусства российских и западноевропейских мастеров конца XIX — XX веков. В собрании есть работы Авигдора Ариха, Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева, Сальвадора Дали, Менаше Кадишмана, Михаила Ларионова, Лазаря Лисицкого, Казимира Малевича, Жоана Миро, Анри Руссо, Владимира Татлина. Президентом фонда является Амир Гросс Кабири, в 2013 году создавший также Фонд друзей Эрмитажа в Израиле. «Миссия Фонда Абрахама — способствовать развитию искусств, — рассказал Амир Кабири нашей газете. — Мы стремимся делать наши коллекции максимально доступными для общества и с радостью предоставляем произведения для выставок по всему миру. Это первый случай, когда мы дарим значительные художественные работы музею. Это пожертвование уникально благодаря нашим тесным связям с Эрмитажем».

Эдгар Дега начал лепить скульптуры из воска примерно в 1860 году. Его новаторский подход к пластике и техника лепки оказались непонятыми современниками, и при жизни Дега выставил только одну скульптуру. После смерти художника наследники нашли в его студии более 150 восковых моделей, часть которых сразу же была отлита из бронзы. Основные сюжеты этих работ — танцовщицы, бегущие и лежащие лошади, купальщицы и сидящие фигуры. Выставки так называемых посмертных бронз Дега состоялись в девяти музеях мира, в том числе в 2013 году в Эрмитаже. Здесь она называлась «Фигура в движении». За год до выставки музей провел специальный симпозиум, посвященный «посмертным бронзам», где обсуждалась проблема тиражирования и подлинности поздних работ. 

«В коллекции Фонда Абрахама есть полный набор бронзовых скульптур Эдгара Дега, в том числе важнейшая „Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица“, — уточнил Амир Кабири. — Вся коллекция из 74 бронз уже выставлялась в десяти музеях мира; в 2020 году планируется показать их в Китае». Три гипса Дега, теперь переданные в дар Эрмитажу, были куплены фондом в 2010 году из частной коллекции в Нью-Йорке.

«Скульптуру отбирали мы сами, — пояснил Михаил Пиотровский нашему корреспонденту. — Историю этих вещей мы очень тщательно изучили и свой выбор сделали после серьезных научных исследований». Гипсовые скульптуры «Танцовщица, рассматривающая ступню правой ноги», «Испанский танец» и «Женщина, выходящая из ванны. Фрагмент» — модели, по которым были изготовлены формы для отливки. Все три скульптуры являются наиболее интересными и характерными для воплощения идеи движения в творчестве Дега.

Пополнилась коллекция Эрмитажа и работами Владимира Стерлигова, ученика Казимира Малевича, основателя собственной художественной школы. Еще в 2016 году в фойе Эрмитажного театра прошла его персональная выставка «История ненаписанной картины», после которой фонд передал в собрание музея полотно «Реставрация в Зимнем дворце». Живопись «Восстановление Эрмитажа», приобретенная фондом у семьи художника в конце прошлого года, является парной к уже имеющейся в музее работе Стерлигова. 

«Восстановление Эрмитажа» было заказано Владимиру Стерлигову Союзом художников для выставки к 30-летию Октябрьской революции. Так получилось, что сегодня эта картина — единственное изображение, которое дает представление о восстановительных работах в послевоенном Эрмитаже. В архиве музея можно найти отчеты о работах, однако нет фотографий, на которых она была бы запечатлена. Рисунки, эскизы и наброски Стерлигова, помимо своей художественной ценности, представляют интерес и как уникальные исторические документы. Мастера, маляры, затянутые тканью статуи и бюсты, залы в строительных лесах — художник зафиксировал процесс, не запечатленный фото- и киноаппаратами. Художественное произведение стало наглядным свидетельством проведенных в музее послевоенных реставрационных работ.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+