Что мешает русскому арт-рынку

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Жесткое законодательство и отсутствие системной поддержки искусства

I Российский саммит коллекционеров Cube.Collectors. Фото: CUBE Moscow
I Российский саммит коллекционеров Cube.Collectors.
Фото: CUBE Moscow

Проблемы российского арт-рынка в узком кругу обсудили отечественные антиквары на юридическом форуме 17 апреля в рамках ярмарки Russian Antique & Art Fair в Манеже, а затем обозначили уже в присутствии зарубежных гостей на I Российском саммите коллекционеров Cube.Collectors 23 апреля.

Юридический форум, организованный Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МКААД), был посвящен различным аспектам оборота движимых культурных ценностей. Главной темой стало регулирование в области права следования. По вступившему в силу в сентябре 2018 года постановлению к закону о праве следования с каждой продажи продавцы искусства, если в сделке участвует хотя бы одно юридическое лицо или ИП, должны делать отчисления в размере 5% в пользу художника или его наследников (в течение 70 лет после его смерти). Платежи аккумулирует аккредитованная государством организация — УПРАВИС. Дилеры не отказываются выплачивать авторские отчисления — закон есть закон, — но не согласны с некоторыми методами УПРАВИС. Например, с тем, что платить придется даже в том случае, если точно известно: у умершего художника наследников нет. 

Управляющий партнер юридической компании «Сертас Групп» Станислав Бахолдин, представляющий интересы МКААД, рассказал о мерах, которые конфедерация предлагает принять с целью урегулирования взаимоотношений с УПРАВИС: законодательно закрепить обязанность выплаты авторского вознаграждения по праву следования за покупателем произведения искусства и установить минимальную сумму продажи произведения искусства для уплаты вознаграждения по праву следования так, чтобы обслуживание выплаты сбора не превышало бы размер этого сбора.

Еще одна вечно актуальная тема — ввоз и вывоз культурных ценностей. Соучредитель «Галереи Альбион», эксперт Министерства культуры Виктория Лаптева в своем докладе дала пошаговую инструкцию по тому, как правильно ввозить искусство в Россию и вывозить из страны. Она предостерегает: за нарушение законов предусмотрена административная и уголовная ответственность вплоть до реальных тюремных сроков. Конечно, можно поручить транспортировку надежным транспортным компаниям — это более безопасно и комфортно, но и затратно. О специфике их работы рассказала на Cube.Collectors Диана Моцонашвили, управляющий партнер компании Fineartway, с которой сотрудничают многие российские музеи.

«Открываются новые галереи, новые пространства, появилась новая ярмарка, есть новое поколение коллекционеров. Галереи делают максимум возможного, но, в отличие от других стран, у нас нет системной поддержки современного искусства — со стороны государства, частных коллекционеров, различных общественных институций, музеев», — отметил куратор и арт-менеджер Николай Палажченко. Ему возражал коллекционер Валерий Дудаков: «Институты сами по себе не рождают спрос. Можно умножать ярмарки и галереи — цены-то они не создают». Прежде всего, не хватает частного капитала, который мог бы поддерживать художников. Генеральный директор портала Artinvestment.ru Константин Бабулин посетовал, что цены на рынке русского искусства за последние пять лет снизились вдвое, а оборот упал чуть ли не в шесть раз. По его мнению, рассчитывать на рост, пока в стране сохраняется такая экономическая ситуация, а искусство зажато в рамки цензуры, не приходится.  

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+