В Третьяковке открылась выставка «Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев»

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Экспозиция представляет русскую иконопись конца XVII — начала XVIII века как явление, впитавшее наследие европейского Ренессанса и оставшееся самобытным

Настольное украшение «Жертвоприношение Авраама». Вторая половина – конец XVIII века. Архангельская губерния. Фото: Государственный Исторический музей
Настольное украшение «Жертвоприношение Авраама». Вторая половина – конец XVIII века. Архангельская губерния.
Фото: Государственный Исторический музей

Выставка о влиянии западноевропейских гравированных Библий XVI–XVII веков на русское искусство Средневековья и Нового времени заинтересует не только специалистов. Речь идет о знаменитой Библии Пискатора, сегодня мало что говорящей широкому зрителю. А между тем именно эти богато иллюстрированные издания с гравюрами нидерландских художников XVI–XVII веков были когда-то очень популярны в России. Их коллекционировали, перелистывали и любовались ими в царских библиотеках, например Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, боярских и купеческих палатах. Одновременно Библия Пискатора служила богатым источником изучения и вдохновения для русских иконописцев, миниатюристов и мастеров монументальных росписей. Один ее экземпляр, датируемый 1643 годом и украшенный иллюстрациями к Ветхому и Новому Завету, с 1938 года хранится в отделе редкой книги библиотеки Третьяковской галереи. Издание это замечательно не только великолепными гравюрами, но и тем, что его страницы хранят следы испачканных в краске пальцев — свидетельство того, что им для работы пользовались именно живописцы. А как повлияла европейская гравюра на отечественных мастеров, расскажут русские иконы конца XVII — начала XVIII века, подобранные специально с этой целью. Они зримо демонстрируют, как, сохраняя верность православному канону, русским живописцам удавалось органично обогатить его стилистическими чертами Ренессанса и барокко.

«Христос и самарянка». Середина XVIII века. Москва. Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Христос и самарянка». Середина XVIII века. Москва.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея
Библия Пискатора
26 июня – 6 октября
www.tretyakovgallery.ru

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+