18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Политкорректность на службе искусства не спасла Биеннале Уитни

№74
Материал из газеты

Одна из старейших выставок современного искусства опять не избежала скандала

Старейшую американскую выставку современного искусства, которая проводится с 1937 года, а с 1973-го перешла в формат биеннале, в последнее время все чаще сопровождают скандалы. В 2012 году художники из движения Occupy Wall Street потребовали закрыть биеннале «за эксплуатацию музеем ее участников». В 2014 году в знак протеста против якобы расовой дискриминации отказалась от участия в биеннале афроамериканская группа Yams Collective. На прошлой выставке поводом для скандала стало выставленное там полотно «Открытый гроб» Даны Шюц с изображением темнокожего юноши Эммета Тилла, которого линчевали в 1955 году за связь с белой женщиной. Во всех трех случаях кураторы биеннале были приглашенными, как это принято в международной практике. Возможно, по этой причине руководство музея решило на этот раз назначить кураторами Биеннале Уитни двух своих штатных молодых сотрудниц — Джейн Панетту и Руджеко Хокли. «Мы, в свою очередь, постарались учесть всю полемику вокруг предыдущей биеннале и использовать ее уроки в позитивном ключе», — говорит Панетта. 

За время подготовки своего проекта кураторы посетили более 300 мастерских и отобрали работы 76, в основном молодых художников, работающих с актуальной тематикой — расовой, гендерной, экономического неравенства, но, как они уверяют, только «с позитивным посылом». Политкорректность тоже соблюдена: большинство участников цветные, а соотношение мужчин и женщин — ровно 50 на 50. 

Как говорит Хокли, она и ее сокуратор «стремились к тому, чтобы отразить текущий исторический момент, мир, в котором мы живем». По ее словам, им было «крайне важно» показать все разнообразие художественных практик: живопись, скульптуру, видео, фотографии, перформанс, саунд-арт. Большинство авторов здесь впервые выступают в формате биеннале, их имена пока ничего не говорят миру, и для них это шанс привлечь к себе внимание других крупных институций.

Однако без скандала не обошлось и на этот раз. Один из отобранных художников, Майкл Раковиц, отказался от участия, протестуя против вице-президента Музея Уитни Уоррена Кандерса, владельца компании по производству слезоточивого газа, которым разгоняли мигрантов на границе с Мексикой. Кураторам в этой ситуации оставалось лишь сказать то, что и так очевидно: про «очень непростые времена, которые мы сегодня переживаем», и что в этой ситуации главная миссия куратора заключается в том, чтобы оставаться преданным искусству и художникам, для которых биеннале — важная площадка для высказывания.  

Музей американского искусства Уитни
Биеннале Уитни
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+