18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Политкорректность на службе искусства не спасла Биеннале Уитни

№74
Материал из газеты

Одна из старейших выставок современного искусства опять не избежала скандала

Старейшую американскую выставку современного искусства, которая проводится с 1937 года, а с 1973-го перешла в формат биеннале, в последнее время все чаще сопровождают скандалы. В 2012 году художники из движения Occupy Wall Street потребовали закрыть биеннале «за эксплуатацию музеем ее участников». В 2014 году в знак протеста против якобы расовой дискриминации отказалась от участия в биеннале афроамериканская группа Yams Collective. На прошлой выставке поводом для скандала стало выставленное там полотно «Открытый гроб» Даны Шюц с изображением темнокожего юноши Эммета Тилла, которого линчевали в 1955 году за связь с белой женщиной. Во всех трех случаях кураторы биеннале были приглашенными, как это принято в международной практике. Возможно, по этой причине руководство музея решило на этот раз назначить кураторами Биеннале Уитни двух своих штатных молодых сотрудниц — Джейн Панетту и Руджеко Хокли. «Мы, в свою очередь, постарались учесть всю полемику вокруг предыдущей биеннале и использовать ее уроки в позитивном ключе», — говорит Панетта. 

За время подготовки своего проекта кураторы посетили более 300 мастерских и отобрали работы 76, в основном молодых художников, работающих с актуальной тематикой — расовой, гендерной, экономического неравенства, но, как они уверяют, только «с позитивным посылом». Политкорректность тоже соблюдена: большинство участников цветные, а соотношение мужчин и женщин — ровно 50 на 50. 

Как говорит Хокли, она и ее сокуратор «стремились к тому, чтобы отразить текущий исторический момент, мир, в котором мы живем». По ее словам, им было «крайне важно» показать все разнообразие художественных практик: живопись, скульптуру, видео, фотографии, перформанс, саунд-арт. Большинство авторов здесь впервые выступают в формате биеннале, их имена пока ничего не говорят миру, и для них это шанс привлечь к себе внимание других крупных институций.

Однако без скандала не обошлось и на этот раз. Один из отобранных художников, Майкл Раковиц, отказался от участия, протестуя против вице-президента Музея Уитни Уоррена Кандерса, владельца компании по производству слезоточивого газа, которым разгоняли мигрантов на границе с Мексикой. Кураторам в этой ситуации оставалось лишь сказать то, что и так очевидно: про «очень непростые времена, которые мы сегодня переживаем», и что в этой ситуации главная миссия куратора заключается в том, чтобы оставаться преданным искусству и художникам, для которых биеннале — важная площадка для высказывания.  

Музей американского искусства Уитни
Биеннале Уитни
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+