18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Политкорректность на службе искусства не спасла Биеннале Уитни

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Одна из старейших выставок современного искусства опять не избежала скандала

Мэрием Беннани. «Сихам и Халида». 2017. Фото: courtesy the artist. Photograph by Jason Mandella
Мэрием Беннани. «Сихам и Халида». 2017.
Фото: courtesy the artist. Photograph by Jason Mandella

Старейшую американскую выставку современного искусства, которая проводится с 1937 года, а с 1973-го перешла в формат биеннале, в последнее время все чаще сопровождают скандалы. В 2012 году художники из движения Occupy Wall Street потребовали закрыть биеннале «за эксплуатацию музеем ее участников». В 2014 году в знак протеста против якобы расовой дискриминации отказалась от участия в биеннале афроамериканская группа Yams Collective. На прошлой выставке поводом для скандала стало выставленное там полотно «Открытый гроб» Даны Шюц с изображением темнокожего юноши Эммета Тилла, которого линчевали в 1955 году за связь с белой женщиной. Во всех трех случаях кураторы биеннале были приглашенными, как это принято в международной практике. Возможно, по этой причине руководство музея решило на этот раз назначить кураторами Биеннале Уитни двух своих штатных молодых сотрудниц — Джейн Панетту и Руджеко Хокли. «Мы, в свою очередь, постарались учесть всю полемику вокруг предыдущей биеннале и использовать ее уроки в позитивном ключе», — говорит Панетта. 

За время подготовки своего проекта кураторы посетили более 300 мастерских и отобрали работы 76, в основном молодых художников, работающих с актуальной тематикой — расовой, гендерной, экономического неравенства, но, как они уверяют, только «с позитивным посылом». Политкорректность тоже соблюдена: большинство участников цветные, а соотношение мужчин и женщин — ровно 50 на 50. 

Брендан Фернандес.«Мастер и форма». Перформанс. 2018. Фото: Brendan Leo Merea.
Брендан Фернандес.«Мастер и форма». Перформанс. 2018.
Фото: Brendan Leo Merea.

Как говорит Хокли, она и ее сокуратор «стремились к тому, чтобы отразить текущий исторический момент, мир, в котором мы живем». По ее словам, им было «крайне важно» показать все разнообразие художественных практик: живопись, скульптуру, видео, фотографии, перформанс, саунд-арт. Большинство авторов здесь впервые выступают в формате биеннале, их имена пока ничего не говорят миру, и для них это шанс привлечь к себе внимание других крупных институций.

Однако без скандала не обошлось и на этот раз. Один из отобранных художников, Майкл Раковиц, отказался от участия, протестуя против вице-президента Музея Уитни Уоррена Кандерса, владельца компании по производству слезоточивого газа, которым разгоняли мигрантов на границе с Мексикой. Кураторам в этой ситуации оставалось лишь сказать то, что и так очевидно: про «очень непростые времена, которые мы сегодня переживаем», и что в этой ситуации главная миссия куратора заключается в том, чтобы оставаться преданным искусству и художникам, для которых биеннале — важная площадка для высказывания.  

Музей американского искусства Уитни
Биеннале Уитни
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+