18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Новые музейные риски

№74
Материал из газеты

Популистские партии побеждают в демократических странах, и музеям надо отстаивать свои позиции

В либеральных демократиях существуют преграды, не позволяющие, чтобы государственное финансирование культуры влекло за собой политический контроль над ее содержанием: сохранение дистанции между властью и культурными учреждениями, децентрализация решений, касающихся приоритетов в сфере культуры, закрепленная законодательством свобода слова и либеральная пресса. Эти принципы завоеваны с трудом, вводились медленно и не без ошибок, но результат достигнут: попытки политиков контролировать музеи стали редкими, а в случаях такого вмешательства власть часто оказывается в проигрыше.

Другое дело — «нелиберальные демократии». Политический контроль здесь часто становится ценой, которую институциям приходится платить за государственную поддержку. Ослабление правовой защиты свободы слова и свободы прессы, что стало отличительной чертой популистских и националистических режимов, помогает этот контроль заполучить и замаскировать. Мы являемся свидетелями глобального усиления нелиберальной демократии, спровоцированного «евроскептицизмом», вызванной войнами и изменением климата нелегальной миграцией, исламофобией, терроризмом и неравенством, порожденным мерами жесткой экономии. В результате популистские и националистические правительства пришли к власти в Бразилии, Индии, Мексике, США и Филиппинах, а также в Венгрии, Колумбии, Польше, Турции и Японии. А в составе коалиций — еще в почти 20 государствах. Недавнее исследование газеты Guardian в 31 стране показало, что один из четырех европейцев отдает свой голос за популистов.

Музеи исторически склонны к напряженным отношениям с такими правительствами. Их принципы — приверженность свободе художественного самовыражения, научному методу, интеллектуальному скептицизму и стремление к объективности и разуму — прямо противоположны установкам популизма и национализма. Любое покушение на такую шкалу ценностей — покушение на смысл существования музеев.

Пока дело ограничивается угрозами. Требование партии «Венгерский гражданский союз» (ФИДЕС) согласовать идеологию нового Музея холокоста в Будапеште, аналогичное вмешательство польского правительства, возглавляемого партией «Право и справедливость», в дела нового Музея Второй мировой войны в Гданьске — в этом ряду. Министр культуры Италии Альберто Бонизоли пригрозил не продлевать контракты иностранцам, управляющим государственными музеями. Президент Бразилии Жаир Болсонару желает переписать историю страны и покушается на закон о налоговых вычетах для корпораций, поддерживающих искусство. В США в недавнем проекте госбюджета в третий раз предлагается ликвидировать федеральное финансирование искусства и гуманитарных наук, государственных телеканалов и радио, библио­тек и музеев, на которые тратится около $897 млн в год. Несложно увидеть, как корабль постепенно приближается к айсбергу.

Политическая эрозия институциональной независимости подступает незаметно. Жесткий памфлет Тимоти Снайдера «О тирании: 20 уроков ХХ века» и множество книг и статей о возрождении национализма, популизма и авторитаризма в демократических государствах напоминают о механике этих процессов в 1930-х годах в Европе. Первые симптомы часто незаметны, обычно они принимают форму тонких превентивных действий со стороны институциональных лидеров. «Главное искушение — в самоцензуре», — так описал свой опыт у руля Дома искусства в Мюнхене покойный куратор Оквуи Энвезор. 

Кодекс этики Международного совета музеев гласит: «Высокий профессиональный и институциональный уровень этики и автономность музеев не должны приноситься в угоду финансовым или политическим интересам». Реестры рисков, стратегии по их снижению и призывы к неподкупности постоянно встречаются в публикациях о музеях. Следовательно, грамотная оценка музейных рисков, к сожалению, должна включать планирование на случай непредвиденных обстоятельств — для защиты основных ценностей и принципов, которые ими транслируются, в случае если они попраны попечителями или спонсорами. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+