Новые музейные риски

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Популистские партии побеждают в демократических странах, и музеям надо отстаивать свои позиции

Фрагмент экспозиции музея Второй мировой войны в Гданьске. Фото: Zuma/ТАСС
Фрагмент экспозиции музея Второй мировой войны в Гданьске.
Фото: Zuma/ТАСС

В либеральных демократиях существуют преграды, не позволяющие, чтобы государственное финансирование культуры влекло за собой политический контроль над ее содержанием: сохранение дистанции между властью и культурными учреждениями, децентрализация решений, касающихся приоритетов в сфере культуры, закрепленная законодательством свобода слова и либеральная пресса. Эти принципы завоеваны с трудом, вводились медленно и не без ошибок, но результат достигнут: попытки политиков контролировать музеи стали редкими, а в случаях такого вмешательства власть часто оказывается в проигрыше.

Другое дело — «нелиберальные демократии». Политический контроль здесь часто становится ценой, которую институциям приходится платить за государственную поддержку. Ослабление правовой защиты свободы слова и свободы прессы, что стало отличительной чертой популистских и националистических режимов, помогает этот контроль заполучить и замаскировать. Мы являемся свидетелями глобального усиления нелиберальной демократии, спровоцированного «евроскептицизмом», вызванной войнами и изменением климата нелегальной миграцией, исламофобией, терроризмом и неравенством, порожденным мерами жесткой экономии. В результате популистские и националистические правительства пришли к власти в Бразилии, Индии, Мексике, США и Филиппинах, а также в Венгрии, Колумбии, Польше, Турции и Японии. А в составе коалиций — еще в почти 20 государствах. Недавнее исследование газеты Guardian в 31 стране показало, что один из четырех европейцев отдает свой голос за популистов.

Музеи исторически склонны к напряженным отношениям с такими правительствами. Их принципы — приверженность свободе художественного самовыражения, научному методу, интеллектуальному скептицизму и стремление к объективности и разуму — прямо противоположны установкам популизма и национализма. Любое покушение на такую шкалу ценностей — покушение на смысл существования музеев.

Пока дело ограничивается угрозами. Требование партии «Венгерский гражданский союз» (ФИДЕС) согласовать идеологию нового Музея холокоста в Будапеште, аналогичное вмешательство польского правительства, возглавляемого партией «Право и справедливость», в дела нового Музея Второй мировой войны в Гданьске — в этом ряду. Министр культуры Италии Альберто Бонизоли пригрозил не продлевать контракты иностранцам, управляющим государственными музеями. Президент Бразилии Жаир Болсонару желает переписать историю страны и покушается на закон о налоговых вычетах для корпораций, поддерживающих искусство. В США в недавнем проекте госбюджета в третий раз предлагается ликвидировать федеральное финансирование искусства и гуманитарных наук, государственных телеканалов и радио, библио­тек и музеев, на которые тратится около $897 млн в год. Несложно увидеть, как корабль постепенно приближается к айсбергу.

Политическая эрозия институциональной независимости подступает незаметно. Жесткий памфлет Тимоти Снайдера «О тирании: 20 уроков ХХ века» и множество книг и статей о возрождении национализма, популизма и авторитаризма в демократических государствах напоминают о механике этих процессов в 1930-х годах в Европе. Первые симптомы часто незаметны, обычно они принимают форму тонких превентивных действий со стороны институциональных лидеров. «Главное искушение — в самоцензуре», — так описал свой опыт у руля Дома искусства в Мюнхене покойный куратор Оквуи Энвезор. 

Кодекс этики Международного совета музеев гласит: «Высокий профессиональный и институциональный уровень этики и автономность музеев не должны приноситься в угоду финансовым или политическим интересам». Реестры рисков, стратегии по их снижению и призывы к неподкупности постоянно встречаются в публикациях о музеях. Следовательно, грамотная оценка музейных рисков, к сожалению, должна включать планирование на случай непредвиденных обстоятельств — для защиты основных ценностей и принципов, которые ими транслируются, в случае если они попраны попечителями или спонсорами. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+