Работа над фресками папского дворца в Авиньоне завершена

Реставрация росписей XIV века в капелле Святого Марциала, оформленной в готическом стиле, продолжалась более девяти лет

Jean-Marc ROSIER
Jean-Marc ROSIER

Работа над фресками в капелле Святого Марциала должна завершиться этим летом. Фрески были выполнены между 1344 и 1346 годами по заказу папы римского Климента VI его официальным живописцем итальянцем Маттео Джованнетти (1322–1368). Первые попытки исследований предприняли в 2005 году, но вскоре работа была прервана. «Мы недооценили сложность реставрации», — говорит Дидье Репеллен, главный архитектор и генеральный инспектор исторических памятников во Франции.

Применение поливинилацетата для покрытия фресок в процессе реставрации в 1970-е годы значительно затемнило их. «Этот материал, просочившийся в красочный слой, был применен в гораздо больших дозах, чем мы думали», — рассказал главный хранитель папского дворца Доминик Венгтен.

Кроме того, проект захлебнулся, когда итальянская фирма, взявшая на себя первичное удаление пыли с фресок, отказалась продолжать работы, после чего муниципалитет Авиньона, которому принадлежит дворец, приостановил реставрацию. Только в 2012 году для выполнения этой задачи была выбрана римская фирма Consorzio Arke, ранее реставрировавшая капеллу Скровеньи в Падуе с фресками Джотто и фрески Пинтуриккьо в Сиенском соборе.

Сейчас работы в полном разгаре. Бригада из шести реставраторов работает над циклом фресок, покрывающим стены от пола до потолка и состоящим из 21 сцены. Здесь изображено житие святого Марциала Лиможского (по утверждению монаха XI века Адемара Шабанского, он принес христианство в юго-западную Галлию и был другом святого Петра). Папа римский Климент VI, уроженец Лиможа, использовал историю святого Марциала, чтобы узаконить присутствие Святого престола в Авиньоне.

Слой за слоем реставраторы утончают слой поливинилацетата, затемнивший за годы фрески. «Здания бледного цвета, напоминающие местную архитектуру, стали за это время коричневыми», — говорит Репеллен. В задачу также входит укрепление краски и тонирование утраченных участков акварелью серого цвета, чтобы восстановление было заметным, но не отвлекающим при осмотре фресок.

Некоторые повреждения и утраты оставят, включая фрагменты, написанные «по сухому» и покрытые листами оловянной фольги, которая со временем отвалилась. «Оловянная чума», необратимый химический процесс, видоизменяющий металл, запятнала кольчуги, надетые на ряд фигур. Лица других фигур были вырезаны со стен солдатами и проданы, когда в XIX веке дворец служил казармой. «Мы также сохраняем некоторые характерные повреждения, с тем чтобы они послужили документацией для будущих реставраций», — объясняет реставратор Мануела Миканьели. Пока капелла не закрылась 12 лет назад, каждый год ее посещало примерно 60 тыс. человек; как ожидается, она вновь откроется для публики в 2015 году. Росписи в капеллах Святого Марциала и Святого Иоанна, наряду с фресками на потолке Зала больших приемов, — последние сохранившиеся работы художника в папском дворце.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+