«Гараж» учредил эндаумент-фонд и отказался от пластика

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Музей современного искусства «Гараж» мыслит себя передовой художественной институцией и позаботился о своем и планеты благополучии

Вероника Рихтерова. Из серии «Зеленый дом». Скульптуры из пластика для компании по переработке пластиковых отходов Eko-kom (Чехия). Фото: Veronika Richterová
Вероника Рихтерова. Из серии «Зеленый дом». Скульптуры из пластика для компании по переработке пластиковых отходов Eko-kom (Чехия).
Фото: Veronika Richterová

Этой весной в жизни музея «Гараж» произошли два события, вызвавшие большой отклик: мы объявили о создании эндаумент-фонда, а я в своем аккаунте в Instagram написал, что в нашем кафе внедрены новые, экологически ответственные подходы к работе (например, мы отказались от использования пластика — теперь все стаканы для напитков навынос сделаны из бумаги, а в качестве коктейльных соломинок мы используем букатини). Разумеется, учреждение эндаумент-фонда и пост в социальной сети — это события разного масштаба. Но я вижу в них нечто общее: и две сотни сотрудников музея, и я как его директор думаем об одном и том же — о будущем за горизонтом наших жизней.

«Гараж», в частности наше кафе, не сразу пришел к осознанию и принятию экологической ответственности. Но в какой-то момент нам стало очевидно, что мы потребляем большое количество разнообразных ресурсов и, чем увереннее мы развиваемся, тем больше становятся наши потребности. В то же время «Гараж» мыслит себя передовой художественной институцией, и мы знаем, что к нашим инициативам есть особое внимание — как со стороны профессиональной аудитории, так и посетителей, для которых «Гараж» является не столько выставочным пространством, сколько «третьим местом» — после дома и работы. И мы решили попробовать изменить себя и тем самым попробовать изменить жизнь тех, кому важно наше мнение.

Garage Cafe. Трубочка из безглютеновых букатини. Фото: МСИ «Гараж»
Garage Cafe. Трубочка из безглютеновых букатини.
Фото: МСИ «Гараж»

Первым шагом стала установка в «бумажном» павильоне Шигеру Бана контейнера для сбора использованных элементов питания, которые мы отправляли на правильную утилизацию. С началом сотрудничества с Uniqlo в «Гараже» появился recycle box — контейнер для сбора ношеной одежды, которая затем обретала вторую жизнь. Мы стали отдельно сортировать использованный пластик, бумагу, стекло и металл и сдавать их на переработку, начали печатать наши книги на бумаге, соответствующей экологическому стандарту FCS, и многое, многое другое. 

Из этих маленьких эпизодов сложилась музейная стратегия устойчивого развития, подразумевающего ответственный подход к жизни на Земле с учетом нужд и интересов будущих поколений (кстати, о том, каким видят будущее художники, вы сможете узнать на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100», которая открывается в «Гараже» в июне). И ключевым событием для нас, нашего будущего и — буду нескромным — будущего российской культуры стало учреждение эндау­мент-фонда музея.

Солнечные панели на крыше «Гаража». Фото: МСИ «Гараж»
Солнечные панели на крыше «Гаража».
Фото: МСИ «Гараж»

Да, сегодня «Гараж» собирает достаточно средств для работы и развития. Но что будет через десять-двадцать лет? Что будет, когда следующие поколения придут в него, будет ли музей так же интересен? Сможет ли позволить себе сотрудничество с лучшими специалистами в своих областях? Чтобы на все эти вопросы уверенно ответить «да», мы и основали эндаумент-фонд.

Самое распространенное определение гласит, что «целевой капитал некоммерческой организации (от англ. endow — «вклад», «дар») — сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации». То есть, создавая тело капитала, которое нельзя тратить, и расходуя только прибыль, полученную от управления этим капиталом, мы создаем финансовые гарантии стабильного функционирования и роста нашего музея, без которых «Гараж» уже не будет «Гаражом».

Пример Метрополитен-музея с $2,5 млрд в эндаумент-фонде сегодня нам кажется фантастикой. Но мне думается, что успех — это только вопрос времени. В первые годы после открытия Метрополитен с трудом находил необходимые суммы для существования, но уже через 40 лет, в 1913 году, в его эндаумент-фонде находилось $10 млн — и эти деньги до сих пор работают на благо музея. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+