18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спорную скульптуру выставили под именем Микеланджело

Небольшое распятие, происхождение которого вызывает у экспертов сомнения, принимает участие в выставке «Микеланджело. Универсальный творец», посвященной 450-летию со дня смерти великого мастера, вместе с двумя подлинными скульптурами распятия.

Политическая шумиха и всевозможные слухи, не утихающие вокруг деревянного распятия, автором которого был объявлен Микеланджело, в течение последних трех лет остаются одной из главных тем для обсуждений в итальянском культурном сообществе. И вот новый поворот истории: распятие принимает участие в открывшейся в мае ретроспективе, посвященной титану Возрождения.

Небольшая (для «гигантомана» Микеланджело) — высотой всего 41,3 см — вырезанная из липы скульптура, которую все желающие могут увидеть на выставке Микеланджело. Универсальный творец, посвященной 450-летию со дня смерти великого мастера, была приобретена итальянским правительством у туринского антиквара Джанкарло Галлино в 2008 году и считается юношеской работой художника. До 14 сентября в Капитолийских музеях выставляются все три деревянных распятия: недавняя покупка властей и два признанных экспертами шедевра Микеланджело.

Выставка была организована директором музеев Флоренции Кристиной Ачидини, которая, как и ее предшественник на посту Антонио Паолуччи (ныне директор Музеев Ватикана), в свое время одобрила сделку, консультируя по вопросу покупки распятия Роберто Чекки, в то время заместителя министра культуры Италии.

Приобретено государством

Впервые о том, что автором распятия мог быть 20-летний Микеланджело, заговорили  летом 2004 года, когда оно появилось на выставке в Музее Хорна во Флоренции, куратором которой выступил Джанкарло Джентилини, профессор истории искусства университета Перуджи и ведущий специалист по скульптуре Ренессанса.

Галлино, выставивший работу на продажу, сначала просил за нее €18 млн, однако после выставки в Музее Хорна его распятие было объявлено национальным достоянием и запрещено к вывозу за границу. Возможно, по этой причине, а может быть, и потому, что Галлино был неизлечимо болен раком, он неожиданно уступил скульптуру государству за €3,25 млн. Сделка была санкционирована Счетной палатой Италии (орган государственного финансового контроля) в декабре 2008 года и получила одобрение специалистов экспертной комиссии Министерства культуры.

Однако покупка сразу поставила под удар авторитет Кристины Ачидини, а также еще четырех известных специалистов экспертного комитета: их обвинили в злоупотреблении государственными средствами. Все они были оправданы в сентябре прошлого года, хотя в суде высказывались сомнения относительно законности юридических деталей сделки. Государственный защитник обжаловал это решение.

Кому выгодно?

После того как власти приобрели распятие, оно было торжественно представлено в посольстве Италии в Ватикане в присутствии папы Бенедикта XVI и директора Музеев Ватикана, затем в палате депутатов, а потом совершило турне на Сицилию и в Милан. Сопроводительный каталог, составленный Ачидини и Джентилини, был озаглавлен Микеланджело: Христос вновь обретенный. По словам Ачидини, распятие является «работой мастера, наделенного энциклопедическими знаниями, исключительной внимательностью к деталям и виртуозностью передачи анатомических подробностей». Джентилини говорит, что «видел сотни распятий, но это абсолютный шедевр».

Однако уже в 2011 году раздались голоса скептиков: разоблачительными статьями разразились университетские профессора Томазо Монтанари (Кому выгоден Микеланджело?) и Клаудио Джунта (Как стать Микеланджело?). Монтанари считает, что распятие могло быть изготовлено в одной из флорентийских мастерских в конце XV века. Он также выразил несогласие с мнением, высказанным Сандро Бонди, занимавшим пост министра культуры в правительстве Сильвио Берлускони с 2008 по 2011 год, когда работа демонстрировалась в парламенте в январе 2009 года. Тогда Бонди написал: «Даже в условиях экономической нестабильности, в которых мы существуем, следует изыскивать средства для объектов исключительной значимости, которые мы с гордостью передадим нашим потомкам». В результате последовавшей за этим шумихи в прессе распятием заинтересовались аудиторы; началось расследование сделки, которая была объявлена Счетной палатой заключенной «без надлежащих выводов экспертов относительно атрибуции», а сама скульптура в феврале 2012 года была оценена всего в €850 тыс. Вскоре после этого, в апреле 2012 года, распятие продолжило свой гастрольный тур, появившись на выставке в Музее Барджелло во Флоренции.

Посетителям Капитолийских музеев этим летом предлагается уникальная возможность сравнить распятие Барджелло с двумя другими, приписываемыми Микеланджело. Одно из них имеет почти такую же высоту, что и Христос вновь обретенный, — 42,7 см. Эту работу предоставил Лувр, где она экспонировалась в зале Микеланджело с ноября 2013 года, после того как ее передали в дар музею парижские коллекционеры Питер Сильверман и Кэтлин Онорато, которые, в свою очередь, купили редчайший экспонат в 1980-е годы у дилера в Мюнхене за 5 тыс. немецких марок как работу «неизвестного южногерманского мастера XVII века». Страховщики оценили распятие в €20 млн (для сравнения: распятие Барджелло было застраховано на €14 млн, когда зимой 2004–2005 годов его возили в Японию).

Лувр принял подарок Сильвермана — Онорато лишь после серии тщательных проверок и экспертиз, в ходе которых музейные эксперты пришли к мнению, что «исключительное мастерство резьбы, мелкие детали и знание анатомии человеческой мускулатуры, отличающее работу, позволяют нам предполагать, что это может быть ранняя работа Микеланджело». Директор Лувра Жан-Люк Мартинес назвал распятие «великолепным», а также высказал удовлетворение тем, что Лувр является «одним из немногих неитальянских музеев, где хранятся работы этого гения».

Третье распятие на выставке в Риме значительно выше — 142,2 см. Оно было создано для алтаря церкви Санто-Спирито во Флоренции; в здешнем госпитале юный Микеланджело занимался анатомическими штудиями. С 2000 года шедевр находится в ризнице церкви, и в этом случае авторство художника не вызывает сомнений.

Выставка в Капитолийских музеях уникальна тем, что все три распятия выставлены впервые одновременно, хотя они появились вместе еще на страницах каталога выставки в Музее Хорна в 2004 году.

В одном из своих редких интервью Кристина Ачидини призналась The Art Newspaper, что автором распятия Санто-Спирито бесспорно является Микеланджело, что же касается двух других работ, то их атрибуция «вполне обоснованна». Она уверена, что выставка в Риме «позволит максимально точно прояснить все связанные с этим спорные вопросы», и с оптимизмом ждет заключения апелляционного суда, отметив, что Счетная палата «должна пересмотреть этот случай с административной точки зрения, а не с точки зрения проблем атрибуции».

Кому не привыкать к экспертизам и дискуссиям относительно подлинности произведений искусства, так это Питеру Сильверману: владелец Женского портрета в профиль, который, по мнению оксфордского профессора Мартина Кемпа, принадлежит кисти Леонардо да Винчи, к чему с нескрываемым скепсисом относятся другие ученые, заявил, что «ошеломлен» полемикой, разгоревшейся вокруг распятия Барджелло. Он не сомневается, что это тот же мастер, чье распятие он передал в Лувр, и готов доказать это. «Если итальянское государство недовольно покупкой, я скажу своим адвокатам, чтобы они тоже предложили за него €3,4 млн, — говорит он. — Оно станет жемчужиной нашей коллекции и в один прекрасный день отправится в какое-нибудь респектабельное заведение, например Лувр, где с него будут сдувать пылинки». Итальянские власти даже внакладе не останутся, улыбается он. Да, жаркое арт-лето в этом году выдастся на Капитолийском холме... - Саймон Хьюитт

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+