Там чудеса

Старинный немецкий бренд Meissen представил новую, лимитированную коллекцию, посвященную знаменитой поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила»

Работа Петера Штранга из «Русской коллекции»
Работа Петера Штранга из «Русской коллекции»

В небольшом саксонском городке Мейсен более 300 лет назад родилась легендарная мануфактура Meissen, первая обладательница секретной формулы белого фарфора, положившая начало его производству в Европе. В ХХ веке над созданием уникальных предметов здесь трудились лучшие мастера: и Сабина Вахс, и Сильвия Кледе, и Йорг Даниельчик. Сейчас пост ведущего скульптора Meissen занимает Петер Штранг, работы которого далеки от канонов. Произведения Штранга считаются вершиной фарфоровой пластики мануфактурного исполнения. Профессиональные навыки скульптора он приобрел в Дрезденской академии изобразительных искусств, однако работать в Meissen начал задолго до ее окончания, в возрасте 14 лет. Став дипломированным скульптором, Штранг совместно с мастером Людвигом Цепнером и художником Хайцем Вернером учредил на мануфактуре Meissen группу «Художественное развитие». Он предложил новый взгляд на форму и тематику скульптуры, а его нестандартные сюжеты, гротескная моделировка, отсутствие привычной гипсовой формы для отлива стали современными и определяющими в области фарфора. 

Петер Штранг одним из первых начал практиковать технику ручного моделирования фарфоровой массы с тщательной проработкой мелких деталей. Благодаря этому каждое изделие имеет свой характер, и в тираже выпущенных фигур нельзя найти даже двух похожих. Многие произведения Штранга представлены в музеях по всему миру, в их числе парижский Лувр, нью-йоркский Метрополитен-музей, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Подлинность скульптуры подтверждают личное клеймо и подпись автора. А в росписи Штранг придерживается акварельного стиля, отличающегося от классических традиций мейсенского фарфора.

Так получилось, что примерно раз в 100 лет у Meissen выходят произведения, связанные с Россией. В Эрмитаже хранится знаменитый «Большой русский заказ» императрицы Екатерины II из 40 скульптур немецкой фарфоровой мануфактуры. В Зимнем дворце также находится коллекция «Русский балет» прославленного скульптора начала ХХ века Пауля Шойриха, созданная им под впечатлением от «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Продолжил эту неожиданную традицию именно Петер Штранг своей «Русской коллекцией». Вдохновение для ее создания пришло к нему после прочтения поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Через несколько месяцев мир увидел новую коллекцию из семи фигур. Все статуэтки последовательно иллюстрируют содержание поэмы и неразрывно связаны между собой.

Баба-яга представлена в парчовом царском кафтане на крыше избушки на курьих ножках. Руслан схож с портретом самого Пушкина: черные кудри и вытянутое лицо с румянцем на щеках. В одних скульптурах он мужественный герой, в других — нежный возлюбленный. Людмила же — чувственная и смелая белокурая красавица, которую Штранг от фигурки к фигурке заботливо переодевает из одного яркого платья в другое. Злому карлику Черномору мастер отказывает в человеческой внешности — его образ абсолютно несуразен: лицо — в виде застывшей венецианской маски, а туловище, в представлении Штранга, настолько уродливо, что не заслуживает показа целиком. Черномор везде изображен у ног положительных героев, автор будто намекает нам на то, что зло всегда будет повержено силами добра. 

Все скульптуры отмечены авторской подписью Петера Штранга и выполнены в единственном экземпляре специально для компании «Дом Фарфора». Впервые «Русская коллекция» будет представлена в Санкт-Петербурге в период проведения Петербургского международного экономического форума. 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+