18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка Art Basel покорила весь мир, став культуртрегером планетарного масштаба

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Главным событием для мирового арт-рынка остается швейцарский выпуск ярмарки, хотя за свою почти полувековую историю бренд Art Basel проник на три континента

Дионисис Кавальератос. «Удод». 2016. Галерея Bernier/Eliades. Фото: Art Basel
Дионисис Кавальератос. «Удод». 2016. Галерея Bernier/Eliades.
Фото: Art Basel

Art Basel позиционирует себя как главная ярмарка современного искусства, хотя галереи-участницы предлагают клиентам не только произведения наших современников вроде Такаcи Мураками и Дэмиена Херста, но и работы классиков ХХ века — от Пабло Пикассо и Жоана Миро до Энди Уорхола и других признанных мастеров послевоенной эпохи.

В следующем, 2020 году, ярмарка Art Basel отметит 50-летие. Уже анонсирована программа празднований. Глобальный и в буквальном смысле межконтинентальный выставочный проект объединит все три площадки Art Basel — в Швейцарии, США и Китае, а за его реализацию отвечают кураторы Каспер Кёниг (куратор биеннале Manifesta в Санкт-Петербурге в 2014 году) в Базеле, Кристина Ли (куратор гонконгского павильона на Венецианской биеннале этого года) в Гонконге и Хамза Уокер (исполнительный директор LAXART в Лос-Анджелесе) в Майами. Известно, что кураторы поручат художникам создать произведения на тему «Ярмарка современного искусства как место обмена, торговли и конкуренции в глобальном мире». Пока же в ярмарочном календаре все идет своим чередом: в марте состоялась Art Basel в Гонконге, впереди — Базель в июне и Майами в декабре.

Стенд галереи Victoria Miro. Фото: Art Basel
Стенд галереи Victoria Miro.
Фото: Art Basel

Несмотря на экспансию Art Basel в Америку и Азию, флагманским событием по-прежнему остается базельская версия ярмарки, с которой все и началось. Именно для Базеля галеристы придерживают самые ударные работы, чтобы там впервые вывести их на рынок; сюда же отправляется больше всего коллекционеров, чтобы приобрести лучшие вещи еще до начала ярмарки, в дни превью для специально приглашенных гостей. Швейцарский форум включен во все списки обязательных к посещению событий мира искусства. Традиционно в июне в Базель съезжаются профессионалы арт-рынка со всего света, а также художники, кураторы, художественные критики и вообще представители прессы, музейщики и просто любители искусства. Так, в прошлом году базельскую ярмарку посетили рекордные 83 тыс. человек.

История Art Basel

Ярмарка была основана в 1970 году триумвиратом швейцарских арт-дилеров — Эрнстом Бейелером, Трудл Брукнер и Бальцем Хильтом. В первой Art Basel приняли участие 90 галерей из 10 стран, их стенды увидели более 16 тыс. посетителей. В 2019 году в Базеле соберутся 290 галерей из 34 стран.

Как европейская ярмарка современного искусства Art Basel приняла эстафету у основанной в 1967 году Art Cologne (тогда — Kunstmarkt Köln) в Кельне. Последняя была задумана в качестве площадки для продажи современного искусства немецкими галереями покупателям со всей Европы. Основателям Art Basel идея показалась вполне удачной, но они приняли решение не просто провести аналогичное мероприятие в родном Базеле, но и сделать его интернациональным. Место было выбрано чрезвычайно удачно: город расположен буквально на стыке границ трех стран — Швейцарии, Германии и Франции, туда можно легко и достаточно быстро добраться почти из любого крупного европейского города. 

Нати Утарит. «История белого монстра-скелета». 2018. Галерея Richard Koh Fine Art. Фото: Art Basel
Нати Утарит. «История белого монстра-скелета». 2018. Галерея Richard Koh Fine Art.
Фото: Art Basel

Уже в первые годы существования ярмарка развивается семимильными шагами. К 1975 году число экспонентов достигает трех сотен; среди них уже не только европейцы, но и американские дилеры, рискнувшие отправиться в Базель в надежде на потенциал внешних рынков, в то время как экономика США переживала спад из-за рецессии. К концу первой пятилетки был сформирован формат ярмарки, теперь считающийся эталонным: кроме традиционной площадки, где каждая галерея-участница представляет свой стенд, на котором можно купить работы, отдельный сектор выделен для «новых тенденций» — здесь галереи показывают произведения молодых художников, — а также готовится некоммерческая программа (первым спецпроектом, например, была выставка «Американское искусство после Джексона Поллока» в 1973 году). Впоследствии традицией стало каждый год делать фокус на искусство какой-то определенной страны.

Art Basel предоставила платформу в Европе арт-дилерам из США и одновременно обеспечила прямой доступ европейских коллекционеров к самому передовому американскому искусству.

В результате конкурентной борьбы с другими европейскими ярмарками вроде той же Art Cologne, FIAC в Париже и Arco в Мадриде к началу 1990-х базельская ярмарка занимает лидирующие позиции. Прямое подтверждение этому — заключенное в 1994 году соглашение о партнерстве со швейцарским финансовым гигантом UBS, с тех пор ее постоянным и глобальным генеральным партнером. Заполучить в спонсоры такую компанию не только выгодно, но и чрезвычайно почетно.

Стенд галереи Pilar Corrias. Фото: Art Basel
Стенд галереи Pilar Corrias.
Фото: Art Basel

В 2002 году начинается экспансия Art Basel за океан — появляется американская версия ярмарки в Майами. Art Basel Miami Beach позиционируется как место встречи Северной Америки и латиноамериканской культуры. Тут к искусству и бизнесу присоединяются гламур, знаменитости и вечеринки, непременно попадающие на полосы светской хроники. Среди посетителей ярмарки в Майами в 2018 году были замечены Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Лопес и Серена Уильямс, Боно был в числе организаторов благотворительного аукциона, а Брук Шилдс даже выступила куратором выставки студентов Нью-Йоркской академии художеств. Каждый год Art Basel Miami Beach принимает 70 тыс. посетителей и демонстрирует работы из более чем 250 галерей со всего мира.

Еще через десять лет Art Basel форсирует азиатские берега, выбрав своей целью местный финансовый центр, Гонконг. В 2011 году Art Basel выкупила 60% «Азиатских художественных ярмарок», тогдашнего владельца гонконгской художественной ярмарки ArtHK. Первый выпуск Art Basel в Гонконге состоялся в 2013 году, с тех пор она стала главным художественным форумом Азии. Более половины из 240 ее экспонентов составляют галереи из Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще одна инициатива организаторов международной сети ярмарок — программа Art Basel Cities, запущенная в 2016 году. Опубликованный по случаю ее старта пресс-релиз сообщает, что проект «объединяет опыт Art Basel, широкую сеть коллекционеров, мировых лидеров и влиятельных деятелей искусства, а также глобальные каналы связи для поддержки городов в развитии и продвижении их уникального культурного ландшафта». Первым и пока единственным партнером является Буэнос-Айрес, где с 6 по 12 сентября 2018 года прошла Неделя городов Art Basel. Она была призвана помочь укрепить аргентинскую сцену современного искусства, задействовав весь спектр сообщества визуальных искусств. Выбор города связан с тем, что галереи из Аргентины регулярно выставляются на ярмарках Art Basel и инвестируют в продвижение своих художников на международном уровне. Коллекционеры из этого региона также вкладывают средства и играют важную роль в мире искусства.

Инсталляция Карлоса Рейса. 2018. ГалереяBodega. Фото: Art Basel
Инсталляция Карлоса Рейса. 2018. ГалереяBodega.
Фото: Art Basel

В 2015 году BMW и Art Basel учредили премию BMW Art Journey для поощрения перс­пективных художников. Грант позволяет им отправиться в творческое путешествие по своему собственному желанию. Художник может выбрать пункт назначения и поехать практически в любую точку мира, чтобы разрабатывать новые идеи, открывать новые темы и создавать новые произведения. Победитель выбирается два раза в год из трех финалистов на выставках Art Basel в Гонконге и в Майами-Бич.
С 2017 года Art Basel при поддержке UBS публикует ежегодные отчеты о состоянии мирового арт-рынка с освещением и анализом наиболее важных событий.

Как устроена ярмарка

Каждая из трех ярмарок Art Basel — в Базеле, Майами-Бич и Гонконге — уникальна, так как и пул отобранных для участия галерей, и представленные на их стендах произведения искусства, и параллельная программа отражают особенности места проведения. Однако эталонной считается структура базельской ярмарки с ее делением на несколько секций, где можно найти как базовые имена ХХ века, так и последние достижения в изобразительном искусстве. 

Основной и самый престижный сектор ярмарки так и называется — Galleries. Здесь представлены ведущие, самые влиятельные галереи со всего мира, на чьих стендах можно увидеть первоклассные живопись, скульптуру, графику, инсталляции, фотографию, видео и тиражные произведения первых имен искусства 1900–1970-х годов: Фрэнсиса Бэкона, Василия Кандинского, Рене Магритта, Джексона Поллока и Энди Уорхола, Ман Рэя и Альберто Джакометти.

В секции Features — кураторские мини-экспозиции самых знаменитых современных художников и классиков ХХ века, причем это могут быть как персональные выставки, так и тематические, но каждая подготовлена одной из галерей-участниц.

Джинни Сео. «Зачарованный — истинное счастье 1». 2018. Галерея Baton. Фото: Art Basel
Джинни Сео. «Зачарованный — истинное счастье 1». 2018. Галерея Baton.
Фото: Art Basel

Девизом сектора Statements на Art Basel можно считать призыв «Дай дорогу молодым!». Здесь каждый стенд полностью посвящен какому-то одному молодому художнику. Двое из них получают премию Bâloise Art Prize, а ее учредитель — банковско-страховая Bâloise Group приобретает работы отмеченных наградой художников и передает их в музеи современного искусства Люксембурга и Франкфурта. 

Сектор Edition, посвященный тиражной графике и печатным изданиям, возник как одноименная ярмарка-спутник, но с 1993 года стал частью основной программы Art Basel.

Пожалуй, самый новаторский формат — секция Unlimited, чьи огромные выставочные площади позволяют показывать искусство, выходящее за рамки традиционного стенда, где представлены привычные живопись, графика, скульптура небольших размеров. В Unlimited собрано самое разнообразное современное искусство — от гигантских панно и скульптур до масштабных инсталляций, видеопроекций и живых выступлений художников. Именно в этом разделе несколько лет назад можно было увидеть перформанс Марины Абрамович, где она совокуплялась со скелетом, а также огромные «Дамасские ворота» Фрэнка Стеллы. Это в буквальном смысле «искусство без границ». У сектора есть и свой куратор — Джанни Джетцер из Нью-Йорка.

Еще один необычный раздел Art Basel — сектор Parcours. Он приглашает посетителей ярмарки на экскурсии по произведениям как уже известных, так и совсем молодых художников со всего мира на территории вокруг Мюнстерплац в Базеле или на площадях в историческом центре города. Свои секции есть также у художественных журналов и периодических изданий, кинопоказов и дискуссий о современном искусстве. 

В дополнение к Art Basel во время ежегодного мероприятия в трех городах работают ярмарки-сателлиты. Как и Art Basel, они предлагают возможность увидеть, купить и продать искусство, но за небольшую цену. Широкую известность получили такие спутниковые ярмарки, как Art Central Hong Kong, Design Miami/Basel и Scope Basel. 

Специальное приложение Art Basel к The Art Newspaper Russia N 74

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+