18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джеффу Кунсу нечего скрывать: что видишь, то и получаешь. И критикам здесь не место

В Музее Уитни открылась ретроспектива одного из главных провокаторов современного искусства.

Джефф Кунс — проповедник, верящий в силу своего слова. И как все хорошие пасторы, он ловко манипулирует своей паствой. В 2012 году, давая интервью Наоми Кэмпбелл для журнала Interview, Кунс построил разговор таким образом, что высказанные им мысли она воспринимала как свои собственные. Он рассказал, что его работы «антикритичны и не поддаются оценке», поскольку не требуют какой-то предварительной подготовки для их понимания. Некоторые люди не понимают этого, и поэтому считают его искусство китчем. «Мне не нравится это слово», — отреагировала Кэмпбелл, а Кунс поддакнул ей, как будто с самого начала это была ее позиция. «Мне тоже оно не нравится, — сказал он, — поскольку даже его употребление — уже оценка». Манипуляция критикой стала одной из стратегией Кунса. Его хулители используют все доступные средства в борьбе против этого лучшего в мире самопиарщика, но без особого успеха. В 1991 году критик Майкл Киммельман назвал его картины «фантастически скучными и бессмысленными». В 1993 году Роберт Хьюз, еще один авторитетный критик, обвинил Кунса в падкости «на глянец и мишуру». А критик Хилтон Крамер просто назвал Кунса шарлатаном и ловким мошенником. Но, несмотря на столь массированную атаку, коллекционеры продолжали покупать работы Кунса, а сам он даже гордится таким исключительным вниманием со стороны критиков. Дело в том, что Кунс так спокойно реагирует на нападки и обвинения в безыдейности и попсовости, потому что ему нечего скрывать: за оболочкой его работ нет ничего. Когда тот же Хьюз посетил его студию в 1997 году, Кунс указал на монументальную скульптуру котенка в носке и объяснил, что эта работа всего лишь «передает любовь… и счастье. Она никого не отчуждает. Я думаю, что даже ребенок мог бы прийти сюда и получить от нее удовольствие и испытать радость». Другими словами, что видишь, то и получаешь, и критикам здесь делать нечего. Он так объяснил эту ситуацию Наоми Кэмпбелл: «Мои работы всегда были нацелены на разрушение иерархической системы суждений».

Но несмотря на такое внимание прессы и критики к Кунсу, пусть часто и со знаком минус, у него никогда не было полноценной музейной ретроспективы, в том числе и в Нью-Йорке, где он прожил почти 40 лет. Так что выставка в Музее американского искусства Уитни — первая ретроспектива Кунса и последняя в этом здании, построенном в 1960-х архитектором Марселем Бройером. В 2015 году музей переедет в новое помещение на Манхеттене, а нынешнее отойдет Метрополитен-музею. Ретроспектива включает 120 знаковых работ Кунса с 1978 года до настоящего времени (в том числе самые последние, незаконченные), которые заполнили все пространство музея. В частности, там впервые выставят гигантскую скульптуру SplitRocher, которая затем переместится на площадку перед Рокфеллер-центром. После выставка поедет в Центр Помпиду в Париже (26 ноября — 27 апреля), а затем в Гуггенхайм-Бильбао (5 июня — 27 сентября 2015 года).
Музей американского искусства Уитни
Джефф Кунс. Ретроспектива

Нью-Йорк
До 19 октября

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+