18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Уильям Тернер оказался неприятным господином

На 67-м Каннском фестивале показали фильм-биографию английского художника, который плохо умещался в системе, от английского режиссера, совсем в нее не попадающего. Тимоти Сполл получил «Пальмовую ветвь» за роль Уильяма Тернера в фильме Майка Ли.

Уильм Господин Тернер начинается и заканчивается полупрозрачным, акварельным, нежнейшим восходом. Не слишком тонкий намек на сказанную Уильямом Тернером на смертном одре фразу: «Солнце — это жизнь». Ее помнит любой английский школьник, который вообще удосужился узнать о существовании художника Тернера. Но обвинить Майка Ли в очевидности не поворачивается язык, слишком уж красива картинка, которую он представляет зрителю, и слишком хорошо работает контраст, на котором построена вся художественная структура фильма. Художник-новатор против академического болота, мракобесная, отупляющая бытовая палитра против почти невероятной тонкости пейзажей, низменность устремлений человека против силы его художественного взгляда. Майк Ли далеко не первый, кто взялся продемонстрировать, из какого сора рождается искусство. Но мало кто до него рисковал делать это с такой диккенсовской основательностью и сарказмом. Его Тернер отвратителен и смешон одновременно. Его не трогают насмешки коллег и толпы, презрение детей и истерики брошенной жены. Он вяло крутит шашни с домохозяйкой, много и неприятно ест, ссужает деньги под большие проценты и немного интригует против другого великого пейзажиста Джона Констебла.

Мало какой критик не отметил пугающее сходство между свиной головой, которую обреченно-сладострастно выбирает на рынке отец Тернера, и внешностью его выросшего сына. На роль Тернера Ли пригласил своего давнего друга и самобытнейшего актера Тимоти Сполла. Нынешнее поколение зрителей запомнило его по роли Питтера Петтигрю, склизкого предателякрысу из Гарри Поттера, но до того он был Розенкранцем в Гамлете Кенната Бранны, доктором Поллидори в культовой Готике Кена Рассела и Эриком Лайлом в Под покровом небес Бернардо Бертолуччи. Возможно, роль Тернера Сполл получил благодаря своему яркому отрицательному обаянию. Но, скорее всего, дело в уникальном подходе Ли к актерам: он использует их не как материал для лепки образа, а как равноправных участников процесса. Часами обсуждает с ними их героев, уверяя, что на первую такую встречу приходит с абсолютно чистой головой: все должно рождаться естественно и в процессе. Вдумчивые актеры отвечают Ли взаимностью: Дэвид Тьюлис, сыгравший уличного философа в фильме Обнаженные, прочел все книги, которые упоминает его герой, прежде чем приступить к съемкам. Трудно представить, что Сполл научился рисовать, как Тернер, но, глядя на то, как он переписывает свой пейзаж на глазах изумленной публики прямо посреди выставочного зала академии («Он сейчас все испортит!» — беспокоятся посетители), остается только поражаться его убедительности. Они вместе с Майком Ли замахнулись широко — не просто рассказать о гениальности, но и наглядно показать ее. До них разве что Милош Форман в Амадее рисковал погружаться в такие глубины. Но у него был использован второй уровень отстранения — голос и взгляд Сальери. А тут зритель сам, без посредника, смотрит сквозь свинячьи глазки Тернера и видит, как меняется мир вокруг, как отступают формальные контуры вещей, как на первый план выходит свет. Мы же помним, что «солнце — это бог». В этом смысле Ли, конечно, куда легче, чем Тернеру, который год не дожил до распространения коллодионного фотопроцесса, вытеснившего дагеротип и обнулившего все достоинства академической живописи. Проще говоря, Тернер не узнал, что победил. Да и вряд ли ему было интересно формальное признание — хороший виски подошел бы больше. Сполл уехал из Канн с «Пальмовой ветвью» за лучшую мужскую роль, а Ли — с моральной победой: его, мастера психологических драм про людей-руины, оценили как специалиста визуальных игр и мыслителя. Когда Господин Тернер выйдет в российский прокат (и выйдет ли), пока непонятно, но смотреть за тем, как цифровое изображение превращается в холст и обратно, точно надо на большом экране. Оказалось, что Ли со спецэффектами управляется ничуть не хуже Кэмерона.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+