18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Культурный «сарай» для всех и каждого

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

В нью-йоркском Хадсон-Ярдсе появилось новое художественное пространство-трансформер Shed, чья архитектура вдохновлена индустриальным прошлым района. Именно его обитатели должны стать главными «бенефициарами» проекта

Каркасная конструкция здания предоставляет много возможностей для трансформации пространства. Фото: Iwan Baa
Каркасная конструкция здания предоставляет много возможностей для трансформации пространства.
Фото: Iwan Baa

Вапреле в западной части Манхэттена, на пересечении Хай-Лайна и Хадсон-Ярдcа открылось футуристическое здание Shed (в переводе — «сарай»). «Это и музей, и центр перформанса, и площадка для временных проектов, обеспечивающая равное присутствие всех видов искусства», — говорит арт-директор нового пространства Алекс Путс. Одноименная некоммерческая организация заказывает и представляет работы в области перформанса, визуальных искусств и массовой культуры. Теперь она получила новое здание, строительство которого обошлось в $475 млн.

Уникальность восьмиэтажной постройки, спроектированной архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro (авторы проекта московского парка «Зарядье») совместно с Rockwell Group, заключается в выдвижной стеклянной части на огромных колесах. «Стеклянный мобильный навес величественно передвигается, напоминая корабль в море», — замечает Путс. Это позволяет удвоить площадь арт-пространства, и в распоряжении центра оказывается еще один крытый павильон для выступлений и выставок — в дополнение к основному залу, двум обширным галереям, репетиционной площадке и творческой лаборатории.

Общественное пространство, соседствующее с новыми роскошными кондоминиумами, магазинами и ресторанами, задумывалось в рамках большого девелоперского проекта для района Хадсон-Ярдс. В частности, Shed упоминалось еще в первом соглашении, заключенном застройщиками в 2005 году с администрацией бывшего мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. В 2008-м городские власти объявили тендер на создание некоммерческого культурного объекта и выделили на него $75 млн — из заявленных тогда в совокупности $550 млн. Оставшиеся средства удалось собрать с помощью частных инвестиционных фондов.

«Когда мы только задумали Shed, то еще не убедили Музей Уитни спуститься на юг, в конец Хай-Лайна», — вспоминает Дэниел Докторофф, председатель правления Shed и бывший заместитель мэра, возглавляющий проект с самого начала. Shed стало последним в созвездии культурных учреждений, выстроившихся вдоль протяженного надземного парка Хай-Лайн и привлекающих 7,5 млн посетителей в год, среди них — Музей американского искусства Уитни, Kitchen, Художественный фонд Dia (сейчас на реконструкции) и недавно открывшийся Художественный фонд Тома и Джанин Хилл.

Shed внутри. Фото: Timothy Schenck
Shed внутри.
Фото: Timothy Schenck

Поначалу многие эксперты ставили под сомнение значение Shed и недоумевали, почему местные власти выделили такую большую сумму этому учреждению. «Городская концепция состояла в том, чтобы выкроить место для того, что может понадобиться мегаполису, но при этом ни с чем другим не будет конкурировать, — объясняет Путс. — Я думаю, что арт-центр для всех художников и всех зрителей как раз и пытается предоставить такую возможность».

Путс, основатель и с 2005 по 2015 год директор Манчестерского международного фестиваля, посвященного культуре и искусству, пригласил в качестве старшего консультанта программы Shed известного куратора Ханса Ульриха Обриста. Сейчас у Shed уже запланировано два десятка заказных работ. «Проекты, которые иначе бы не случились, увидят свет именно здесь», — говорит Обрист. В премьерную программу, которая будет действовать до июня, включены произведения немецкого художника Герхарда Рихтера, эстонского композитора Арво Пярта и американского композитора Стива Райха. Рихтер создал иммерсивные работы для двух галерей; в первой хор а капелла периодически исполняет произведение Пярта, во второй вживую представлено новое оркестровое произведение Райха.

Билет стоит $25. В эту цену входит показ нового фильма концептуальной художницы Триши Доннелли (который можно посмотреть отдельно за $10). «Кто-то может прийти ради Триши Доннелли, а затем оценить Райха, на которого специально они никогда бы не пришли», — говорит Обрист. А еще британский художник и режиссер Стив Маккуин приглашает на Soundtrack of America («Саундтрек Америки»). В апреле это произведение, своего рода генеалогическое древо афроамериканской музыки, впервые исполнила команда молодых музыкантов во главе с легендарным продюсером Куинси Джонсом. В дальнейшем стоимость входного билета будет варьироваться в зависимости от программы, но в любом случае цена 10% билетов будет $10 — для семей с низким доходом. Это инициатива Shed, направленная, как отмечает Путс, на «равенство и демократизацию».

Также запускается Open Call — программа показа произведений начинающих художников из окрестных кварталов. Обещана и театральная постановка на тему уличных танцев, которые преподают в нескольких нью-йоркских школах и общественных центрах в рамках FlexNYC — еще одной инициативы Shed. «Мы бы хотели, чтобы занятия, которые мы проводим в местных сообществах, были связаны с кульминационными событиями в Shed», — говорит Тамара Маккоу, глава муниципальной программы арт-центра. Отмечая близость арт-центра к публике и его соседство с субсидируемым жильем для малоимущих, она добавляет: «Не хочется, чтобы Shed стал еще одним бесполезным, по мнению большинства жителей, украшением района». 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+