18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

BOZAR показывает, как немецкие и итальянские мастера повлияли на художников Антверпена

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

Выставка «Гравюра в эпоху Брейгеля» — одна из главных в программе года Питера Брейгеля Старшего, приуроченной к 450-летию со дня его смерти

Питер ван дер Хейден. «Лодка в виде раковины мидии»  (по мотивам Иеронима Босха). 1562. Фото: KBR – print room, s.iv 2070
Питер ван дер Хейден. «Лодка в виде раковины мидии»  (по мотивам Иеронима Босха). 1562.
Фото: KBR – print room, s.iv 2070

Подготовленная BOZAR совместно с Королевской библиотекой в Брюсселе, выставка охватывает целый век нидерландской гравюры, достигшей в XVI столетии невиданного расцвета. Центром ее был Антверпен, в то время один из богатейших городов Европы.

Питер ван дер Борхт. «Сколько людей, столько и мнений». 1578. Антверпен. Фото: KBR – print room, s.iv 2070
Питер ван дер Борхт. «Сколько людей, столько и мнений». 1578. Антверпен.
Фото: KBR – print room, s.iv 2070

Печатники, проявляя завидную деловую хватку, ориентировали свою продукцию на самый широкий круг покупателей. Темы тоже были самые разные — религиозные, жанровые и аллегорические, сатира и карикатура и даже пропаганда, прославление дома Габсбургов. Наиболее популярными в начале века были гравюры на темы Страстей Христовых, жития Марии и святых, которые вклеивались в молитвенники. Самая ранняя на выставке — «Мадонна с Младенцем в окружении святых» (1520). Известно и имя автора — Филипп ван Асхе, хотя большинство таких ранних образцов были анонимными. Важное влияние на местных мастеров оказали итальянцы, Андреа Мантенья например. Но главным здесь был, несомненно, Альбрехт Дюрер, посетивший Нидерланды в 1520–1521 годах. Такие мастера, как Лука Лейденский, Ян Госссарт или Дирк Веллерт, очевидно ориентировались и на итальянцев, и на Дюрера, поднявшего гравюру на уровень высокого искусства.

Альбрехт Дюрер. «Носорог». 1515. Фото: KBR – print room, s.i 13946
Альбрехт Дюрер. «Носорог». 1515.
Фото: KBR – print room, s.i 13946

Этому сюжету — «Альбрехт Дюрер и первые художники-граверы» — на выставке посвящена отдельная секция, в которую включен и знаменитый дюреровский «Носорог» (1515). Всего здесь 14 разделов, среди которых такие, например, как «Образ мира. Зарождение пейзажа», «Городские и крестьянские праздники», «Архитектура и орнамент», «Вслед за Босхом». Сам Брейгель, несомненно, величайший нидерландский гравер эпохи, начавший свою биографию художника как график в ­середине 1540-х в Антверпене у Питера Кука ван Альста, на выставке присутствует эпизодически. Королевская библиотека в Брюсселе посвятит ему отдельную выставку «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» (открывается 15 октября), где будут представлены все гравюры и часть рисунков мастера из ее богатейшей коллекции.

Центр изобразительных искусств (BOZAR)
Гравюра в эпоху Брейгеля. 1500–1585
До 23 июня

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+