Против света. Немецкое искусство XX века из собрания Дж. Эконому

© GEORG BASELITZ / COURTESY ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
© GEORG BASELITZ / COURTESY ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ

Свою коллекцию Джордж Эконому начал собирать 20 лет назад, пополняя ее на торгах Sotheby’s, Christie’s и в ведущих галереях мира. На сегодняшний день знаменитая коллекция греческого бизнесмена, насчитывающая более 2,5 тыс. произведений — одно из крупнейших частных собраний музейного уровня, особая роль в котором отведена искусству Германии и Австрии. Экспозиция, открытая на третьем этаже надворной галереи Главного штаба, пробудет там до января; она включит в себя графику и живопись знаковых представителей немецкого экспрессионизма начала ХХ века, а также главного художественного течения 1920-х годов в Германии — «новой вещественности». Его основные представители — Георг Гросс, Отто Дикс, Кристиан Шад и Макс Бекман, эмоционально воспевавшие образы маргиналов, смело ступавшие на поле социальной критики и карикатуры, были заклеймены нацистской пропагандой как «зараза» арийской расы, а их работы — включены в выставку «дегенеративного искусства» 1937 года.

Сегодня произведения тех же художников, украшающие лучшие музейные и частные собрания, в Эрмитаже представлены в параллели с их преемниками, прозванными «новыми дикими»: Георга Базелица, Ансельма Кифера, Йорга Иммендорфа и Маркуса Люперца. Возникшие на волне нового интереса к фигуративности в 1980-е, «новые дикие» осознанно дистанцировались от минимализма и концептуализма, вернувшись к брутальной выразительности экспрессионистов и «варварству» фовистов. На выставке, помимо программной для неоэкспрессионизма работы Базелица "Орел в постели" (1982), его "Семидесятилетняя модель снова поет" (2011) будет соседствовать с "Отдыхом дамы" 1912 года Эрнста Кихнера. Концептуально же резюмирует всю выставку одно из последних приобретений Джорджа Эконому — широкоформатное полотно "Темпельхоф" (2011) Ансельма Кифера, изображающее берлинский аэропорт, функционировавший с 1920-х до 2008 года, тем самым символически завершив и целый период истории страны.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+