18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Открыт еще один художник русского зарубежья Константин Кузнецов

Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова выпустил первую в России монографию об импрессионисте

Презентация фонда художника Константина Кузнецова в Государственном институте искусствознания. Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова
Презентация фонда художника Константина Кузнецова в Государственном институте искусствознания.
Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова

22 апреля в Государственном институте искусствознания (ГИИ) состоялась презентация фонда Константина Кузнецова. Организаторы представили книгу «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» — первое издание о художнике на русском языке. На следующий день там же прошел круглый стол «Константин Кузнецов: возвращение в контекст», в рамках которого выступили заместитель директора по научной работе ГМИИ им. Пушкина Илья Доронченков, Анна Познанская и Алексей Петухов из ГМИИ, Наталья Демина из Эрмитажа, Анастасия Винокурова из Музея русского импрессионизма, искусствоведы Ольга Давыдова и Павел Павлинов, а также главный хранитель музея в Понт-Авене Эстель Гий де Бютт-Фресно. В залах института можно было увидеть мини-выставку произведений Константина Кузнецова 1900–1930-х годов.

Книга «Константин Кузнецов: русский, который один из нас». Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова
Книга «Константин Кузнецов: русский, который один из нас».
Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова

Это был первый показ его работ в России и первый проект Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова, основанного в 2017 году по инициативе коллекционера и предпринимателя Андрея Щербинина. Впрочем, возвращение творческого наследия Кузнецова на родину началось гораздо раньше. В 2015 году собиратель советской живописи Андрей Щербинин случайно обнаружил и приобрел в одной из французских галерей несколько картин с подписью «Кузнецов». Он сразу обратил внимание на прекрасную живопись и задался целью установить автора работ. Однако первые попытки узнать что-то о художнике оказались безуспешными. В течение следующих лет при помощи искусствоведов Константина Ещеркина и Екатерины Усовой удалось не только выяснить обстоятельства жизни «русского француза» Константина Кузнецова (1863–1936), но и связаться с его потомками, живущими во Франции. В результате в Россию вернулась большая часть его творческого наследия: около 300 картин, 100 графических работ и архив. По словам Щербинина, за последние четыре года было проведено множество исследований, сотрудники фонда объездили музеи и архивы в России и за рубежом, и итогом этой деятельности стала книга о Константине Кузнецове, подготовленная Екатериной Усовой и изданная студией графического дизайна ABCdesign. Коллекционер отметил, что свою миссию он видит в содействии сохранению творческого наследия художника — именно это и вынесено в название фонда. «Кузнецов — действительно большой, великий русский художник», — сказал Андрей Щербинин на презентации.

Книга «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» — первая монография о художнике на русском языке. Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова
Книга «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» — первая монография о художнике на русском языке.
Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова

Деятельность фонда поддержала Наталия Сиповская, директор ГИИ. На презентации она зачитала приветственное письмо министра культуры РФ Владимира Мединского, направленное «организаторам и участникам проекта, посвященного популяризации творчества художника Константина Кузнецова в России». В своем выступлении она вспомнила о научных изысканиях покойного супруга, искусствоведа Андрея Толстого, автора книги «Художники русской эмиграции» — первого и самого монументального труда по этой теме. «Андрей был бы очень рад появлению такого фонда и этой книги», — сказала Сиповская. Она отметила, что Толстой не любил словосочетание «художники русского зарубежья», словно выделяющее их в какую-то резервацию. Гораздо важнее для него была включенность художников русского происхождения в интернациональный художественный процесс, их международное признание.

Именно о месте Константина Кузнецова в мировом искусстве речь шла и на круглом столе, среди участников которого был Алексей Петухов, автор вступительной статьи к книге о художнике. «И беглого взгляда на полотна Кузнецова достаточно, чтобы удостовериться, что диалог с мэтрами импрессионизма далеко не исчерпывался для него беглым освоением эффектных приемов… Он внимательно изучает все стадии развития импрессионизма и реконструирует для себя его историю, останавливая внимание на наиболее выразительных чертах. В пору сложения художественной индивидуальности Кузнецова основателям импрессионизма было уже за шестьдесят, и вначале русского живописца в равной степени привлекают и дымчатые силуэты позднего Дега, и свободные до резкости мазки зрелого Сислея, и оттенки тел моделей Ренуара завершающего периода его творчества», — пишет Петухов в статье «„Парижский Кузнецов“. Русский мастер в контексте европейской художественной культуры первой трети ХХ века».

Константин Кузнецов. «Скалы Порт-Котона». 1923. Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова
Константин Кузнецов. «Скалы Порт-Котона». 1923.
Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова

Уроженец Нижегородской губернии, Кузнецов с 1900 года жил в Париже, где быстро стал постоянным участником известных салонов: Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины экспонировались на отечественных и зарубежных выставках рядом с произведениями Пьера Боннара, Виктора Борисова-Мусатова, Мориса Дени, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Анри Матисса. Он получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона и добился признания. Был обласкан как русской, так и французской критикой: о нем благосклонно отзывались Гийом Аполлинер, Роже Маркс, Франсуа Тьебо-Сиссон и даже язвительный Александр Бенуа. Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи и, переехав во Францию, долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он не желал сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, отказался заключить контракт даже с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, в ателье художника на улице Буассонад в Париже остался основной корпус его творческого наследия. 

Константин Кузнецов. «Мост Искусств». Около 1921–1924. Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова
Константин Кузнецов. «Мост Искусств». Около 1921–1924.
Фото: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова

Ряд произведений Кузнецова есть в собраниях Музея Орсе и Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлере, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Огромная заслуга в сохранении работ Кузнецова принадлежит его потомкам. Многие десятилетия семья не просто бережно хранила произведения своего русского dedouchka, как пишет Екатерина Усова в книге, но и скрупулезно их каталогизировала, устраивала выставки, а внучка Кузнецова Моник Вивье-Брантом даже защитила диссертацию в Школе Лувра и выпустила монографию о художнике.

Сейчас привезенные в Москву холсты исследуются и реставрируются. Их сохранность уникальна, на каждой из картин остались авторские пометы, выставочные ярлыки, номера парижских салонов. В планах фонда — организация монографической выставки произведений Константина Кузнецова в одном из российских музеев.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+