18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Музей архитектуры собрал русский модерн по кирпичику

№73
Материал из газеты

В Музее архитектуры им. А.В.Щусева открывается выставка «Эпоха модерна»: эволюция стиля и его многогранность показаны на примере московской школы

В названии «Эпоха модерна» спрятано противоречие: модерн прожил немногим более четверти века, а русский и того меньше. Сложился этот новый стиль у нас в последнем десятилетии XIX века, а умер везде одновременно, и не своей смертью — был убит Первой мировой войной. После массовой бойни мир не мог оставаться прежним — эмоционально сложным, чувственным и отстаивающим индивидуализм. Модерн уступил место куда более жизнеустойчивому новому стилю — модернизму. И все же по новаторству понимания задач архитектуры, по отказу от устоявшихся представлений, по количеству оригинальных решений, по оставленным памятникам и рядовым зданиям можно считать время модерна эпохой.

Выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева посвящена русскому, преимущественно московскому, модерну. Европейские примеры немногочисленны. Так, прославленный француз Эктор Гимар представлен листами из альбома материалов о «Замке Беранже» в Париже, первой постройке, сделавшей его знаменитым. В альбом вошли фотографии чертежей этого затейливого многоквартирного доходного дома, мало похожего на замок, натурная съемка фасадов и интерьеров, деталей оформления.

Куратор Анна Кистанова считает, что главная задача выставки — просветительская: «Мы прослеживаем эволюцию стиля и отражаем его многогранность на примере московской школы. Музей архитектуры хранит большое собрание предметов эпохи модерна — выставочный ряд сочинен полностью из наших коллекций».

По иронии судьбы экспозиция занимает три этажа главного дома усадьбы Талызиных. Памятник московского классицизма с его строгим ритмичным фасадом, портиком, пилястрами и анфиладами залов является идеологической противоположностью архитектуре модерна. Новый тогда стиль, требовавший отражать современность, а не идеалы прошлого, разрушал сложившееся веками представление о красоте и пользе, отказывался от фасадности и украшательства. Мастера модерна считали, что полезное надо преобразовать в прекрасное, что утилитарные формы могут быть эстетичны. Строгой геометрии они предпочитали природные линии, воспринимали строение как единство внутреннего и внешнего. Новые строительные технологии и материалы позволяли экспериментировать с формами и декором, превращать перекрытия, окна, лестницы и двери в украшения здания. Благодаря разбогатевшему купечеству и предприимчивым застройщикам здания модерна быстро завоевали две российские столицы и по сей день там заметны и любимы горожанами. И не только особняки радуют глаз, но и доходные дома, среди которых архитектурных удач мало, но в новостройках их и вовсе нет.

Сегодня трудно представить, что появление в России модерна было принято без оваций. Одни противники оплакивали старую добрую усадебную Москву, другие сетовали на западные заимствования. Первые постройки модерна были действительно интернациональны. «…В них нет ничего, кроме слепого подражания внешним формам произведений Западной Европы, и зачастую притом непонятых. То видишь вдруг исковерканного Вагнера, то Ритта, то Ольбриха; в металлических решетках то Hort’a, то Ван-де-Вельде…» — возмущался один из критиков, поминая всех европейских новаторов.

Один из лучших примеров московского интернационального модерна — особняк Рябушинского, красивейшее здание Москвы. Имя его автора Федора Шехтеля стало синонимом московского модерна, архитектор менялся вместе со стилем. После интернационального наступило время модерна русского. И здесь Шехтель создал шедевр — Ярославский вокзал. К последнему периоду — рациональному модерну — можно, например, отнести его дом Гальперина на Пятницкой.

Но выставка строится не по периодам, а по типам зданий: особняки, доходные дома, магазины, музеи, банки, театры. В проектной графике и фотографиях представлены работы не только Шехтеля, но и последовательного поклонника Отто Вагнера Иллариона Иванова-Шица, специализировавшегося на доходных домах с готическим акцентом Валентина Дубовского, будущих конструктивистов братьев Весниных. Отдельные разделы посвящены строительным технологиям, материалам и предметам. Показаны кирпичи с клеймами производителей, керамические панно и плиты с орнаментальными рисунками, мебель.

А начинается экспозиция неожиданно: в первом зале стоит макет конструкции купола храма Христа Спасителя Константина Тона. Так называемый русско-византийский стиль собора к модерну отношения не имеет. Но вводный раздел посвящен эклектике и включает в себя разностильные постройки, так что и сам получился эклектичным. Здесь хоть и показаны сами по себе важные для Москвы проекты предшествующего модерну периода, но надо помнить, что архитекторы нового стиля предшественников не продолжали, а отрицали их идеалы.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Эпоха модерна
До 8 сентября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+