18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Последний поклон слоновой кости

№72
Материал из газеты

Каталог изделий из слоновой кости вышел в разгар борьбы против убийства животных и торговли их бивнями

Досадно, что роскошный научный каталог Ютты Каппель вышел в свет в то время, когда замечательная кампания против убийства слонов ради добычи их бивней обернулась абсолютно неприемлемой охотой на ведьм и борьбой с теми, кто продает и коллекционирует произведения искусства из слоновой кости, созданные в предыдущие столетия. Богатством и качеством иллюстраций новый каталог обязан как раз одному из них — Райнеру Винклеру, пожалуй, самому крупному на сегодня коллекционеру предметов из слоновой кости; увы, современное положение дел в этой области заставляет задуматься о том, будут ли у него преемники.

Коллекция музея старинных ювелирных изделий «Зеленые своды» (Grünes Gewölbe) в Дрездене, насчитывающая более 350 предметов из слоновой кости, не только одна из лучших в мире — она еще и прекрасно задокументирована, в частности подробными перечнями начиная с 1587 года. В то время она хранилась в кунсткамере, предшественнице дрезденского музея. 

Коллекция «Зеленых сводов» абсолютно не энциклопедична — потому, что отражает вкусы курфюрстов Саксонии и их предпочтения в выборе придворных скульпторов. Но качество лучших изделий из слоновой кости буквально захватывает дух, хотя справедливости ради и нужно отметить, что в наши дни эстетика барокко и рококо далеко не всем по вкусу.
В XVII–XVIII веках авторы изделий из слоновой кости нередко отталкивались от образов из других видов изобразительного искусства. Встречаются и смелые трактовки, когда двухмерность переводится в объем. Взять хотя бы фигуры, названные Нептуном и его супругой Амфитритой и вырезанные, как считается, в мастерской Давида Хешлера примерно в середине XVII века на сюжет гравюры 1580 года Яна Саделера, заимствованный, в свою очередь, из ныне утраченной картины Бартоломеуса Спрангера «Нептун и Кенида» (Кенида — возлюбленная бога, превращенная по ее просьбе в неуязвимого мужчину, Кенея). Эти два сюжета практически неразличимы, и фигуры Саделера были идентифицированы лишь благодаря надписи в нижней части гравюры. Ссылка на нее может свидетельствовать о том, что иконография скульптур из слоновой кости истолкована неверно.

Впрочем, было бы несправедливо закончить наш обзор указанием на мелкие недочеты, потому что в целом это замечательная книга. Каждая ее статья соответствует четкой и ясной системе. Несмотря на то что, как сказано выше, коллекция «Зеленых сводов» необычайно хорошо документирована, в отдельных статьях книги Каппель содержатся новые идеи, убедительные переатрибуции и уточнения провенанса.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+