18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Последний поклон слоновой кости

№72
Материал из газеты

Каталог изделий из слоновой кости вышел в разгар борьбы против убийства животных и торговли их бивнями

Досадно, что роскошный научный каталог Ютты Каппель вышел в свет в то время, когда замечательная кампания против убийства слонов ради добычи их бивней обернулась абсолютно неприемлемой охотой на ведьм и борьбой с теми, кто продает и коллекционирует произведения искусства из слоновой кости, созданные в предыдущие столетия. Богатством и качеством иллюстраций новый каталог обязан как раз одному из них — Райнеру Винклеру, пожалуй, самому крупному на сегодня коллекционеру предметов из слоновой кости; увы, современное положение дел в этой области заставляет задуматься о том, будут ли у него преемники.

Коллекция музея старинных ювелирных изделий «Зеленые своды» (Grünes Gewölbe) в Дрездене, насчитывающая более 350 предметов из слоновой кости, не только одна из лучших в мире — она еще и прекрасно задокументирована, в частности подробными перечнями начиная с 1587 года. В то время она хранилась в кунсткамере, предшественнице дрезденского музея. 

Коллекция «Зеленых сводов» абсолютно не энциклопедична — потому, что отражает вкусы курфюрстов Саксонии и их предпочтения в выборе придворных скульпторов. Но качество лучших изделий из слоновой кости буквально захватывает дух, хотя справедливости ради и нужно отметить, что в наши дни эстетика барокко и рококо далеко не всем по вкусу.
В XVII–XVIII веках авторы изделий из слоновой кости нередко отталкивались от образов из других видов изобразительного искусства. Встречаются и смелые трактовки, когда двухмерность переводится в объем. Взять хотя бы фигуры, названные Нептуном и его супругой Амфитритой и вырезанные, как считается, в мастерской Давида Хешлера примерно в середине XVII века на сюжет гравюры 1580 года Яна Саделера, заимствованный, в свою очередь, из ныне утраченной картины Бартоломеуса Спрангера «Нептун и Кенида» (Кенида — возлюбленная бога, превращенная по ее просьбе в неуязвимого мужчину, Кенея). Эти два сюжета практически неразличимы, и фигуры Саделера были идентифицированы лишь благодаря надписи в нижней части гравюры. Ссылка на нее может свидетельствовать о том, что иконография скульптур из слоновой кости истолкована неверно.

Впрочем, было бы несправедливо закончить наш обзор указанием на мелкие недочеты, потому что в целом это замечательная книга. Каждая ее статья соответствует четкой и ясной системе. Несмотря на то что, как сказано выше, коллекция «Зеленых сводов» необычайно хорошо документирована, в отдельных статьях книги Каппель содержатся новые идеи, убедительные переатрибуции и уточнения провенанса.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+