В Вене вспоминают забытых художниц 1900-х годов

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Выставка «Город женщин» в Бельведере заново открывает для публики творчество 50 представительниц венского модернизма

Хелен Функе. «Сны». 1913. Фото: Johannes Stoll / Belvedere, Vienna
Хелен Функе. «Сны». 1913.
Фото: Johannes Stoll / Belvedere, Vienna

Скульптуры обнаженных женщин Терезы Райс, одна из которых еще и стригла ногти на ногах, спровоцировали настоящий скандал на выставке в Вене в 1896 году. Зато после она получила от Густава Климта приглашение выставляться в престижном венском Сецессионе. Приехав из России, Тереза Федоровна была одной из многих художниц, работавших в столице Австро-Венгрии на рубеже XIX–XX веков и внесших заметный вклад в венский модернизм. В Бельведере, где хранится самая большая коллекция женского искусства того периода, показывают произведения 50 художниц, сегодня почти забытых. «Они не могли учиться в академии и вынуждены были уезжать на учебу за границу, после чего объединялись, чтобы участвовать в выставках», — рассказывает куратор Сабина Феллнер. С приходом к власти нацистов одни художницы эмигрировали, другие были депортированы из-за своего еврейского происхождения. После 1945 года все они окончательно исчезли из экспозиций. Интерес к ним снова возник после выхода в 1994 году книги Сабины Плакольм-Форстюбер «Художницы в Вене. 1897–1938». Еще одним важным вкладом в дело возвращения утраченных имен стала опубликованная в 2012 году книга Джули Джонсон «Фабрика памяти: забытые художницы Вены 1900-х». Подготовка выставки потребовала тщательной ревизии запасников Бельведера — в результате были обнаружены работы, считавшиеся давно потерянными. Среди них и скульптура «Ева» Терезы Райс, не выставлявшаяся с того самого раскритикованного показа 1896 года. 

Ильзе Беатрис Твардовски-Конрат. «Императрица Елизавета (Сиси)». 1907. Фото: Johannes Stoll / Belvedere, Vienna
Ильзе Беатрис Твардовски-Конрат. «Императрица Елизавета (Сиси)». 1907.
Фото: Johannes Stoll / Belvedere, Vienna

Бельведер
Город женщин. Художницы в Вене. 1900–1938
До 19 мая
www.belvedere.at

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+