Павильон от Луки

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Ситуация с Эрмитажем в Венеции демонстрирует положение нашего современного искусства. Кажется, нигде больше традиционные музеи так о нем не пекутся, как у нас

Борис Игнатович. «Атланты. У входа в Эрмитаж, 1931». Фото: Courtesy the artist, Hermitage and the Russian Pavilio
Борис Игнатович. «Атланты. У входа в Эрмитаж, 1931».
Фото: Courtesy the artist, Hermitage and the Russian Pavilio

Новость, что куратором российского павильона на 58-й Венецианской биеннале стал Эрмитаж, несколько обескуражила профессиональное сообщество. Как правило, куратором выставок выступает человек, а не институция, тем более такая почтенная. Исключений пока не было. На сайте биеннале, правда, написано, что куратором все же является директор музея Михаил Пиотровский. Но сам Михаил Борисович сказал журналу «Город 812», что курировать павильон будет именно музей, и пояснил: «Создавать прецеденты, быть первыми — это наш стиль. Идея проекта — показать влияние универсального музея как хранителя мировой культуры на современного художника».

Эрмитаж не раз, как и другие крупнейшие мировые музеи, например лондонский Музей Виктории и Альберта, показывал выставки в Венеции во время биеннале (их курировал Дмитрий Озерков, зав­отделом современного искусства), но в национальном павильоне не выступал никогда.

Виктор Мизиано, дважды бывший куратором нашего павильона, говорит, что видеть директора музея в роли автора выставки, представляющей страну, неудивительно. «Венецианская биеннале — событие исключительно официозное, и к нему охотно привлекают серьезные институции и кураторов, встроенных в систему. Но и независимых, конечно, тоже. Случай с Пиотровским, однако, особый. Он не специалист в современном искусстве, по крайней мере он не курировал выставки, не имеет о нем печатных работ. В то же время Эрмитаж активно поддерживает современное искусство, а репутация Пиотровского сомнений ни у кого не вызывает». Кстати, в 1960 году павильон курировала Ирина Антонова.

Другая неожиданность — то, что экспонентами стали кинорежиссер Александр Сокуров и Александр Шишкин-Хокусай, много работавший в театре художник. В принципе, и в этом нет ничего удивительного: граница между жанрами в искусстве стирается, художники снимают фильмы, а сценографы работают над выставками. Немецкий павильон, выступивший на биеннале 2011 года с мощной инсталляцией театрального художника Кристофа Шлингензифа, получил «Золотого льва». Но участия такого большого, зрелого мастера кино в арт-биеннале не припоминается. 

Александр Шишкин-Хокусай. «Фламандская школа». 2019. Фото: Courtesy of the artist
Александр Шишкин-Хокусай. «Фламандская школа». 2019.
Фото: Courtesy of the artist

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, дважды будучи куратором павильона России, показывала в нем групповые выставки молодых художников. Считала, что Венецианская биеннале дает шанс для начала международной карьеры. Но это было именно ее принципиальное решение. В национальных павильонах чаще всего выставляют людей известных, с состоявшейся карьерой и большим стажем в профессии. Главное — именно мастеров современного искусства. 

«Идея позвать Сокурова, — считает Свиблова, — вписывается в тренд, режиссеры все чаще выступают кураторами. И я уверена, что Сокуров сотворит чудо. Он все делает серьезно и очень качественно, он обязательно удивит. Но я не понимаю, что дает Эрмитажу кураторство на биеннале. Это ничего не прибавит и не убавит бренду. Но, пока мы не увидим результата, ничего предугадать нельзя. Возможно, все будет прекрасно». 

Сокуров делает инсталляцию на тему великой картины из эрмитажного собрания «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Выставка будет называться «Лк 15:11–32» — по обозначению места в Евангелии от Луки, где приводится притча. Замысел режиссера воплощают студенты скульптурного факультета Санкт-Петербургского института имени И.Е.Репина, ректор которого Семен Михайловский является комиссаром — и обычно куратором — павильона России. По его словам, идея сделать выставку, связанную с рембрандтовским шедевром, принадлежит Сокурову. 

Шишкин-Хокусай на первом этаже павильона покажет инсталляцию «Фламандская школа». Он работает с фанерой — в нее и переведет некоторые музейные экспонаты, в том числе английский часовой автомат «Павлин». Подробно о своей работе художник не рассказывает, но легко предположить, насколько ироничной она будет. И очевидно, создаст контраст с инсталляцией всегда серьезного Сокурова.

Использование классических произведений, воспроизведение знаменитых картин в фотографии, видео, восковой скульп­туре, металлических прутьях и так далее — прием, давно разработанный многими художниками. Не новость и превращение павильона в подобие музея. И тут опять «но». Павильон России на Венецианской биеннале (не лучшее, к слову, произведение архитектора Алексея Щусева) с его русскими мотивами никак не вяжется с барочной нарядностью Зимнего дворца. Но будем надеяться, что талант и мастерство экспонентов и мудрость куратора преодолеют это противоречие. В любом случае, как заметила Свиблова, никто в Пиотровского и Сокурова камень не бросит.

Ситуация с Эрмитажем в Венеции демонстрирует положение нашего современного искусства. Кажется, нигде больше традиционные музеи так о нем не пекутся, как у нас. Пушкинский музей приглашает к себе современных художников и второй раз делает выставку в Венеции во время биеннале; в Третьяковке активно работает отдел новейших течений, в этом году она опять предоставляет свои площади Московской биеннале современного искусства; Эрмитаж принимал биеннале Manifesta и щедро выставлял у себя Яна Фабра, кстати и режиссера, и художника. Кажется, что музеи это делают не только из-за интереса, но еще и опекают современное искусство, как почтенные и уважаемые семьи поддерживают своим влиянием и авторитетом неблагонадежных в глазах начальства родственников. 

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+