18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Все машины мира немного итальянцы

№71
Материал из газеты

Итальянский автомобильный дизайн прочно встроился в ДНК мирового автопрома. В истории вопроса разбирался российский автор Никита Розанов

Какое отношение автомобильный дизайн имеет к изобразительному искусству? Такое же, как инженер Леонардо да Винчи, с которого и начинается этот зал славы итальянских мастеров авто- и, совсем вскользь, мотодизайна. Эта книга не шикарный дизайнерский альбом, а очень добротная энциклопедия. Справочник, отражающий всех ключевых игроков на этом поле за всю историю, изобилующий иллюстрациями не просто красоты макета ради, а информации для. Все, о чем пишется, — видится, за что отдельная благодарность. Толстая красивая книжка для больших мальчиков, приводящая в восторг.

Это не легковесный «кавер» интернет-источников, а серьезное журналистское исследование Никиты Розанова, написанное по итогам погружения в страну, тему, архивы и интервью с сопричастными людьми. Как энциклопедия виски, составленная Игорем Мальцевым после долгого путешествия по Шотландии и ее винокурням. А потому вызывает такое же уважение и доверие.

Заглянуть на кухню итальянского автомобильного дизайна как бы через служебный вход автору помогли разговоры с легендами отрасли и потомками тех, кто ковал славу здешнего автопрома: марку Ferrari, мировые бренды Bertone и Pininfarina, — такими как кузовщик Карло Гуэрра, дизайнеры Андреа Загато и Марчелло Гандини, создавший Lamborghini Countach и Lancia Stratos, конструктор болидов F1 Мауро Форгьери. Именно люди, по мнению Розанова, играют главную роль в феномене итальянского автомобильного дизайна. Как раз им посвящены первая и последняя главы. Только первая — биографическая, про тех, с кем уже не поговоришь, а последняя — как раз беседы с теми, кто с честью носит статус живой легенды.

В книге использованы уникальные архивные материалы семьи Андерлоне. Конструкторскому и художественному гению 30-х годов прошлого века Феличе Бьянки Андерлоне (не имевшему профильного образования, кстати) обязаны своим восхождением звезда Alfa Romeo и целые поколения других гоночных автомобилей. А его сын Карло создал первый автомобиль Ferrari. 

Многие с удивлением узнают, что и лидеры немецкого автопрома имеют узнаваемый итальянский акцент. Audi обязан стилем линейки Quattro, с 1978 года ставшим культовым, Джорджетто Джуджаро, как и Volkswagen Passat 1973 года, в котором уже угадываются некоторые черты, унаследованные Audi Quattro. За акулью морду BMW, столь любимую отечественными «братками» в эпоху первоначального накопления капитала, они должны сказать спасибо BMW 1500 1962 года в исполнении Джованни Микелотти. 

Итальянский след встречается повсеместно: баварец Mercedes передает из поколения в поколение родственные черты дизайна Бруно Сакко, американец Ford — Филиппо Сапино и Клаудио Мессале, британец Jaguar — Яна Кэллума. Lincoln, Mini, New Beatle… Даже японец Mitsubishi приехал в Италию за дизайном. Что уж говорить о России! Видим «Жигули» — помним, что Fiat. А итальянская Vespa, мечта сегодняшних хипстеров, «поделилась» дизайном с советским мотороллером «Вятка».

Центральный раздел книги посвящен собственно автомобилям. Маркам. Главным. Шедеврам. Листать его — удовольствие и пытка одновременно. И все же, справедливости ради, отметим, что эта книга не только для мальчиков. Для девочек тоже есть много маленьких красненьких машинок. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+